GM вернулась на 18 лет назад


Проблемы GM растут в этом году как снежный ком. Только за октябрь продажи автопроизводителя в США снизились на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Европе продажи за прошедший месяц упали на 6,1%. Убыток компании за I квартал 2005 г. составил $839 млн, за II квартал – $1,07 млрд, за III квартал – $1,1 млрд. На прошлой неделе котировки акций автопроизводителя на Нью-Йоркской фондовой бирже опустились до $24,63 за акцию – до уровня 1992 г., когда в GM разразился предыдущий финансовый кризис. А рейтинговое агентство Fitch снизило на прошлой неделе рейтинг бумаг компании, которые и так находятся на “мусорном” уровне, сразу на две ступени – до B+. Вдобавок ко всему GM сделала признание, что ее выручка за 2001 г. была завышена на $300–400 млн из-за неправильно учтенных в финансовой отчетности кредитов от поставщиков.

Позавчера котировки акций GM рухнули в очередной раз. Днем на торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже цена за ее акцию опустилась до уровня 1987 г. и составила $20,9. Правда, к закрытию торгов ценные бумаги автоконцерна немного подросли в цене – до $21,29, достигнув уровня 1991 г. По состоянию на вечер четверга (21.00 МСК) котировки акций GM подросли до $21,69.

На рост недоверия к автопроизводителю повлияли и неприятности его бывшей “дочки” – производителя комплектующих Delphi. Вот уже в течение месяца Delphi, объявившая о своем банкротстве в начале октября, совместно с GM ведет переговоры с профсоюзом United Auto Workers о снижении зарплат и социальных выплат своим сотрудникам, но безуспешно. Профсоюз отказывается идти компаниям на уступки, а работники заводов Delphi в случае снижения зарплат пообещали устроить забастовку. Остановка производства бывшего подразделения может стать очередным ударом по GM, так как Delphi до сих пор остается ее основным поставщиком комплектующих. Кроме того, автопроизводитель несет обязательства по выплате части пенсий и страховок работникам Delphi, которые он взял на себя в 1999 г., когда отделял “дочку”.

Проблемы GM ложатся грузом прежде всего на плечи ее гендиректора Рика Вагонера, который в начале года возглавил еще и американское подразделение GM и пообещал увеличить продажи с помощью снижения издержек и запуска на рынок новых моделей. Теперь, когда до конца года осталось полтора месяца, а финансовые результаты GM продолжают оставаться плачевными, некоторые инвесторы стали открыто выражать свое недовольство стратегией Вагонера. Так, известно, что недоволен его работой известный американский миллиардер Кирк Керкорян, который владеет 9,9% долей в GM. По словам представителей инвесткомпании Tracinda, принадлежащей Керкоряну, он намерен получить место в совете директоров автоконцерна. (WSJ, 17.11.2005, Вера Сурженко)