Toyota укрепляется в США


В то время как продажи “большой тройки” американских автопроизводителей – General Motors, Ford Motor и DaimlerChrysler в США стремительно падают, продукция Toyota становится все более популярной среди американцев. Только за октябрь нынешнего года продажи General Motors и Ford сократились по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 26% до 253 547 и 198 710 автомобилей соответственно, DaimlerChrysler – на 3% до 184 198 машин, а Toyota, наоборот, выросли на 5,2% до 173 086 автомобилей.

Успех на американском рынке заставил руководство Toyota серьезно задуматься о расширении производства в США. Сейчас у автогиганта в Америке пять действующих сборочных заводов, а также несколько заводов, производящих коробки передач и двигатели. Но этого ему явно недостаточно. Так, по словам представителя компании, коробок передач, производимых на заводе Toyota в Вирджинии и Каролине, едва хватает на половину автомобилей, продающихся в США. Именно поэтому автопроизводитель намерен увеличить производство коробок передач на заводе в Вирджинии к 2007 г. в два раза.

Кроме того, в планах автопроизводителя – строительство в США нового завода по производству двигателей и коробок передач. По словам руководителя североамериканского подразделения по производству Toyota Гари Конвиса, сейчас компания подыскивает место для строительства, закончить которое планирует через несколько лет. Губернаторы многих штатов опасаются закрытия заводов американских автогигантов, поэтому инвестиции от Toyota были бы для них весьма кстати. Так, с просьбой построить завод на территории их штата к автопроизводителю уже обратились губернаторы Нью-Мексико, Индианы, Миссисипи и Мичигана. “Мы пока не решили, где точно будем строить новый завод, но вполне возможно, что это будет Мичиган”, – заявил Конвис.

“Еще один способ для нас нарастить производство в США – воспользоваться незагруженными мощностями сборочного завода производителя Subaru компании Fuji Heavy Industries, где мы сможем собирать автомобили под собственными брэндами”, – говорит вице-президент Toyota Токити Ураниси. Недавно GM объявила о продаже Toyota 8,7% акций Fuji Heavy Industries. Если Toyota построит новый завод и расширит производство за счет мощностей Fuji Heavy Industries, 60% продаваемых в США автомобилей она будет производить внутри страны, говорят представители компании.

Аналитик Центра изучения торговой политики Института Катона (США) Дэниел Айкенсон называет решение Toyota дальновидным. Он допускает, что из-за проблем американских автопроизводителей правительство США в скором будущем может ужесточить доступ иномарок на американский рынок. При этом Айкенсон считает, что, увеличивая производства в США, Toyota вряд ли угодит в ту же ловушку, что и его местные конкуренты. “Японские автокомпании, работающие в Америке, обычно не нанимают на работу членов профсоюзов и не связывают себя обязательствами по выплате высоких пенсий и выходных пособий, как делает, например, General Motors”, – говорит Айкенсон. (WSJ, 12.11.2005, Вера Сурженко)