Efes придет в Сибирь со своей тарой


В начале прошлой недели администрация Кемеровской области объявила о намерении компании Efes Pilsner вложить 2,5 млрд руб. в строительство завода мощностью 50–60 млн дал пива в год. Параллельно и другая турецкая компания задумалась о строительстве завода в Сибири. По словам начальника департамента пищевой промышленности кемеровской администрации Дмитрия Мангазеева, Anadolu Cam планирует вложить в строительство завода мощностью 1 млрд бутылок в год около $100 млн. На прошлой неделе представители компании Anadolu Cam вице-президент Мустафа Акай и директор по развитию бизнеса Хилюк Шартаг обсудили в администрации проект строительства и взяли пробы песка из карьеров Яйского и Ижморского районов, рассказывает Мангазеев. По его словам, турецкую компанию в Сибирь привлекли планы соотечественника – компании Efes Pilsner.

В самой Anadolu Cam строительство своего завода с планами пивоваров не связывают. “По нашим данным, на региональном рынке Сибири существует дефицит стеклотары, – говорит директор по инвестициям Anadolu Cam Владимир Долгов. – Сейчас компания рассматривает площадки в Кемерове и Томске, однако окончательный выбор будет сделан через месяц по результатам технического и маркетингового исследования”. Он подтвердил, что инвестиции в строительство завода мощностью 1 млрд бутылок составят $100 млн. Сроки строительства – девять месяцев. Окупаемость 5–8 лет.

Сейчас компания производит около 1,6 млрд бутылок в год на двух заводах во Владимирской области (крупнейший – в г. Гороховце – 1 млрд). По словам Долгова, до конца года завершится строительство завода мощностью 650–700 млн бутылок в год в Уфе. “Мощности сибирского завода могут превысить 1 млрд штук в год, но это будет зависеть от потребностей местных производителей”, – уточняет Долгов.

Сейчас потребности в стеклотаре в Сибири оцениваются в 1,2 млрд бутылок в год. Пока в регионе действует только один крупный производитель: новосибирский “Экран”, выпускающий 170 млн бутылок. До конца года в Томской области планируется запустить завод “Северскстекло” мощностью 300 млн штук в год.

“Дефицит стеклотары в России составляет 6 млрд бутылок в год”, – говорит гендиректор Института стекла Александр Чесноков. По его словам, спрос на одноразовую эксклюзивную стеклотару (не оборотную) растет на 10–15%. “Производители особенно проблемных регионов – Сибири и Дальнего Востока вынуждены ориентироваться на импорт или привозить стеклобутылки из европейской части страны”, – уточняет Чесноков.

В российском подразделении Heineken (владеет заводами в Новосибирске и Иркутске) не исключают, что в будущем у них возникнет потребность в продукции турецкого завода в Сибири. “Сегодня мы не испытываем дефицита в бутылке, но мы собираемся серьезно увеличивать производство в этом регионе, и такая необходимость может возникнуть”, – говорит представитель российского Heineken Анна Мелешина.

А в BBH считают, что появление нового завода в Сибири большой роли не сыграет. “Красноярский завод “Пикра” основной объем потребности в стеклобутылке обеспечивает за счет оборотной тары, а небольшую часть приобретает на новосибирском заводе “Экран”, – объясяет представитель “Балтики” Алексей Кедрин.