“Континент” заварит кашу
Как рассказал “Ведомостям” коммерческий директор агрогруппы “Континент” Вячеслав Морозов, крупяной завод строится в Калачинске (Омская область). “Фундамент завода, который будет выпускать овсяную крупу и овсяные хлопья, был заложен в октябре”, – уточнил Морозов. Выбор места для строительства менеджер объяснил близостью сырьевой базы – посевных площадей Калачинского и Нижнеомского районов, а также наличием в Калачинске собственного элеватора (Омский региональный элеватор). Объем инвестиций в проект Морозов назвать отказался, но источник в Омском региональном элеваторе оценил их в 600 млн руб. (примерно $20 млн). Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виктор Руди подтвердил факт начала строительства нового завода.
Морозов говорит, что предприятие будет рассчитано на переработку 288 т зерна в сутки (примерно 35 000 т готовой продукции в год). По данным участников рынка, это будет крупнейшее предприятие в России – в 2004 г. наибольшее количество овсяной крупы и хлопьев выпустил костромской завод “Геркулес” (24 500 т при общероссийском потреблении в 100 000–150 000 т).
Участники рынка сомневаются в целесообразности создания столь мощного производства. “В России перепроизводство овсяной крупы и хлопьев, имеющиеся производственные мощности задействованы только на 28%, – утверждает вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Николай Рыбаков. – При этом в России выращивается не более 88 000 т качественного продовольственного овса в год, поэтому у “Континента” будет недостаток сырья”. Максим Зудин, руководитель проекта “Крупа” компании “Разгуляй” (контролирует воронежский “Геркулес”, производящий 10 000–12 000 т овсяных хлопьев в год), уточнил, что сейчас растет только дорогой сегмент хлопьев, на котором уверенно лидирует финская марка Nordic (компания Raisio).
“Делать ставку лишь на серые крупы опрометчиво, – считает Андрей Ворожейкин, начальник отдела продаж компании “Пассим”, занимающейся продажами круп. – Вряд ли компания сможет привлечь оптовых покупателей, имея в ассортименте лишь две позиции”. Рыбаков добавляет, что у завода могут быть перспективы сбыта, если он сосредоточится на изготовлении современных овсяных продуктов растущего сегмента – сухих завтраков, мюсли.
А ведущий менеджер по закупкам компании “Ангстрем” Елена Сыпункова считает стратегию “Континента” оправданной. “Несмотря на большое количество производителей круп и хлопьев, в России трудно найти качественных поставщиков. Спрос на хлопья растет, но нам приходится покупать овсяные хлопья на Украине, – сетует она. – Компания сможет реализовать заявленный объем при условии высокого качества, которое не могут обеспечить фабрики с устаревшим оборудованием”.