АСВ просит доплатить
Едва став корпоративным ликвидатором банков, Агентство по страхованию вкладов пообещало не давать спуску менеджерам, причастным к доведению своих кредитных организаций до банкротства. В марте по заявлению АСВ было возбуждено уголовное дело против экс-председателя правления Внешагробанка Виктора Букато по статье 196 УК “преднамеренное банкротство”. Она предусматривает до шести лет лишения свободы. Вскоре аналогичные действия последовали в отношении бывших руководителей “Олимпийского”, Содбизнесбанка и Онэстбанка, рассказывает первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.
Пока правоохранительные органы занимаются расследованием, АСВ пытается пополнить конкурсную массу банков-банкротов, чтобы они могли расплатиться с кредиторами. Для этого агентство пытается взыскать убытки с бывших руководителей своих “подшефных”. Иски поданы, в частности, к Букато и экс-председателю правления Кристалбанка Тансылу Мустафиной. Размер своих претензий АСВ не раскрывает, а связаться с Букато и Мустафиной не удалось. Кроме того, АСВ подало два иска к бывшим руководителям Союзобщемашбанка на 1,9 млрд руб. На сей раз в АСВ не раскрывают ответчиков. К моменту отзыва лицензии у банка не было председателя правления – незадолго до вердикта ЦБ этот пост оставила и Любовь Федосеева, и пришедший ей на смену Игорь Хрилев. Но Мирошникова это не смущает: “Утрачены документы, без которых невозможно доказать право банка на некоторые активы. Хотя есть конкретные должностные лица, обязанные отвечать за их сохранность и передачу временной администрации”. АСВ готовит еще ряд исков о привлечении экс-руководителей банков к субсидиарной ответственности.
До сих пор к ответственности за банкротство банкиры не привлекались. Но теперь ситуация может измениться. “Доказать вину очень сложно. Но у АСВ гораздо больше возможностей, чем у частных арбитражных управляющих. Поэтому рано или поздно агентство должно выиграть подобный иск”, – уверен конкурсный управляющий банка “Кредиттраст” Валерий Тогулев. А президент коллегии адвокатов “Барщевский и партнеры” Самвел Караханян оценивает судебную перспективу этих исков как “сомнительную”, ведь надо доказать, что ущерб возник именно вследствие противозаконных действий менеджеров.
Впрочем, есть примеры, когда аналогичные претензии разрешались во внесудебном порядке. С лета прошлого года Бинбанк судился с банком “Олимпийский”, которого обвинил в хищении $20 млн со счета своего клиента. А недавно президент Бинбанка Михаил Шишханов заявил, что его банку удалось вернуть большую часть этой суммы. Причем не от самого “Олимпийского”, который признан банкротом, а от его руководителей и собственников. Мирошников говорит, что не слышал об этом успехе Бинбанка. Но подчеркивает, что обращения в правоохранительные органы и суды – стандартная операция, которую при необходимости агентство будет делать для пополнения конкурсной массы других своих подопечных. В любом случае практика привлечения банковских управленцев к уголовной и материальной ответственности будет удерживать их от соблазна вывести активы из терпящего бедствие банка, говорит президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев.