Пластилиновая страшилка
Пес Громит и его бестолковый хозяин Уоллес, созданные в конце 80-х аниматором Ником Парком, до сих пор остаются главным достижением британской анимации. Три получасовых мультфильма (“Большая прогулка”, “Неправильные штаны” и “Опасное бритье”, выходившие у нас несколько лет назад на лицензионном видео) вообще лучшее, что когда-либо было вылеплено из пластилина. Пресловутый английский абсурдизм не в меньшей степени, чем пластилин, был строительным материалом вселенной Ника Парка. Механизированный быт Уоллеса и Громита напоминал о машинерии “Монти Пайтона”: по утрам пес нажимает рычаг, люк в полу открывается, хозяин падает на стул в столовой прямо к автоматически приготовленному завтраку. По объявлению о сдаче комнаты внаем мог явиться, скажем, пингвин. Луна, как о том докладывала Матушка Гусыня, действительно оказывалась сделанной из сыра.
Каждая серия идеально соответствовала жанровым законам “настоящего” кинематографа: “Большая прогулка”, к примеру, была не пародией на космическую одиссею, но одиссеей самой настоящей.
Но все, что имеет успех, обречено на экстенсивное развитие. Философствующие животные из первого мультфильма Ника Парка, “Комфорт для зверей”, расползлись по эфиру с рекламой электрической компании, сам Парк сделал не то чтобы очень удачный полнометражный фильм “Побег из курятника”. Наконец, настала очередь перепродать подороже Уоллеса и Громита.
“Проклятие Кролика-оборотня” (The Curse Of The Were-Rabbit) тоже игра в жанр, на этот раз в жанр хоррора. Уоллес и Громит создали фирму, которая помогает местным жителям спасать урожай от прожорливых кроликов. Как только грызун ступает на грядку, садовый гном с инфракрасным излучателем передает сигнал тревоги и пес с хозяином мчатся на помощь. Но однажды, ровно накануне долгожданной овощной выставки, в городке появляется гигантский Кролик-оборотень, против которого бессильны придуманные Уоллесом приспособления.
Старые гэги Ника Парка почти без изменений перекочевали из короткого метра в полный. Самоповтор, возможно, оправдан – за последние десять лет родилось достаточно новых зрителей, которые увидят Уоллеса и Громита впервые. С новыми идеями хуже. По-хорошему полуторачасовой мультфильм стоит сократить до стандартных 30 минут (сохранив несколько смешных шуток) – тогда получится достойное продолжение трилогии. В своем теперешнем состоянии (много пластилина и еще больше воды) “Проклятие Кролика-оборотня”, возможно, вполне удовлетворит детей и не вызовет тоски у взрослых, но и восторгаться (несмотря на отсылки к роману Апдайка или кроненберговской “Мухе”) им никто не будет.