БИЗНЕС-КЛИМАТ: Отопительный сезон


Мощная идея Михаила Фрадкова, предлагающего разом снизить НДС аж на 5%, уже вызвала шквальные аплодисменты крупного российского бизнеса. Но, возможно, это тот случай, когда реакция сидящих в партере руководителей сырьевых компаний никак не совпадает с равнодушием малого и среднего бизнеса, располагающегося на галерке.

Вот, например, один мой приятель, владеющий небольшим строительным предприятием, с вниманием следит за новостями о реформе налогового администрирования. И правильно делает, ибо то, как будет вести себя налоговая инспекция, пообещавшая достичь стопроцентного результата выездных проверок (читай – находить нарушения даже там, где их нет), на его бизнесе скажется куда больше, чем даже снижение НДС процентов этак на 15. У него уже есть опыт, когда по итогам такой проверки его как физическое лицо обвинили в неуплате НДС (что, кстати, является юридическим нонсенсом и характеризует уровень грамотности проверяющих) и обязали уплатить штраф, который превосходит оборот его компании. При этом приятель почему-то уверен, что причиной проведения злополучной проверки стал интерес к крупным заказчикам со стороны другой строительной компании, находящейся в почти интимных отношениях с местными госорганами.

Другой мой знакомый, занимающийся в Подмосковье производством теплоизоляционных материалов, грустит по иному поводу. У него в районе появилась компания-конкурент, учредителем которой, по слухам, является менеджер дочернего предприятия энергетической монополии. Новая контора переманивает сотрудников на бешеные зарплаты, а на рекламу запалила бюджет, раз в пять превышающий будущие доходы предприятия. Ну и что с того, что вернуть вложенные деньги при такой экономике проекта можно будет лет через двадцать – она, эта экономика, как вы догадываетесь, никого в данном случае не интересует. Вдобавок к знакомому в последнее время зачастили представители правоохранительных органов, заинтересовавшиеся условиями работы сотрудников-мигрантов.

Все это частные случаи одного и того же явления, определяющего деловой климат для среднего и малого бизнеса. Неравные условия конкуренции и незащищенность прав собственника влияют на подавляющее большинство компаний намного сильнее, чем пресловутые налоговые ставки. Именно от этих проблем малый и средний бизнес убегает в серую налоговую зону, где действуют кондовые, но понятные правила игры. А там, собственно, уже и неважно, какая ставка у НДС. Снижая налоги в такой ситуации, правительство уподобляется домовладельцу, сжигающему тонны мазута на отопление дома, у которого выбиты стекла, а двери открыты настежь.

Административная логика решения Фрадкова безупречна – проблемы надо решать не там, где они есть, а там, где их легче всего решить. Ведь согласитесь, разбираться с силовиками и мытарями при нынешних политических приоритетах хлопотно и неприятно. А вот выдать простое решение сложной проблемы, например снизить налоги или подкинуть денег учителям, – это запросто. Но ровно из таких простых и популярных решений обычно и складывается безответственная популистская политика.