Индия лучше Китая
Всего год назад лишь один паевый фонд предлагал японским инвесторам акции индийских компаний, а общий объем инвестиций составлял $20 млн. Теперь половина иностранных инвестиций в Индию приходится на долю этих фондов. Их число выросло до десяти, активы – до $4 млрд. Приток японских денег в Индию происходит за счет китайских акций: объем инвестиций японских фондов в Китай сократился с $7 млрд до $4,75 млрд.
Аналитики отмечают, что благодаря японским деньгам индийский фондовый рынок в последние три месяца практически еженедельно ставит рекорды. Так, индекс Фондовой биржи Бомбея Sensex за год вырос на 50%.
По сравнению с Китаем индийский фондовый рынок сулит более высокие доходы. Пару лет назад в Японии были популярны китайские фонды, но они так и не смогли порадовать инвесторов хорошей прибылью. За эти два года китайский фондовый рынок упал на 15%, а индийский – вырос на 90%.
“Инвесторы начали уставать от Китая”, – говорит Харухико Сакамото, директор по маркетингу и планированию HSBC Investments Japan, открывшей в ноябре 2004 г. один из первых индийских фондов. “Все думали, что после Китая будет Индия, – говорит Йосихито Сузуки, менеджер по корпоративному планированию Nomura Asset Management, прекратившей прием средств в индийский фонд спустя всего один день после его открытия из-за огромнейшего спроса, – мы ожидали привлечь 50 млрд иен ($438 млн), но уже в первый день инвесторы принесли 100 млрд иен”.
Японские фонды в основном выбирают индийские “голубые фишки”, например акции нефтеперерабатывающей Reliance Industries, производителя программного обеспечения Infosys Technologies и производителя автомобилей Maruti Udyog. По прогнозам, ежегодный рост прибыли лучших компаний Индии в течение ближайших трех лет должен составить более 20%.
В прошлом году ВВП Индии вырос на 7%; в 2005 г. рост ожидается еще больше. Хотя экономика Китая опережает Индию – в 2004 г. ВВП вырос на 9% и по итогам нынешнего года должен вырасти еще на столько же, – японские инвесторы беспокоятся, что китайская экономика начинает перегреваться, как это случилось с их собственной в 80-е гг.
Отличающиеся большой осторожностью японцы обычно не спешат на горячие рынки. “У японцев есть традиция приходить позже всех, – говорит президент консалтинговой фирмы Zoom Cortex Джон Бэнд, – если посмотреть на историю, их появление всегда было индикатором успешных продаж”. Из-за этого нередко японцы приходили слишком поздно: они в числе последних разглядели рынок недвижимости США, как раз перед тем, как начался обвал в 80-е, и опоздали и на бум техноакций в конце 90-х.
Непонятно, сколько продлится индийский бум. Аналитики обращают внимание на то, что индийские акции уже переоценены: капитализация компаний в 16 раз превышает годовую прибыль, тогда как за последние четыре года среднее соотношение капитализации к прибыли равно 13. “Рынки уже достигли верхней границы волатильности”, – говорит Санджив Дуггал, директор по инвестициям HSBC Investments India; в некоторые дни котировки и индексы скачут более чем на 5%. (WSJ, 5.10.2005, Татьяна Бочкарева)