Новая жизнь Parmalat
Выпуск акций – часть плана по возрождению компании, разработанного Энрико Бонди, который был назначен правительством на должность управляющего Parmalat в декабре 2003 г. По его схеме долги компании будут секьюритизированы, а выпущенные акции распределены между кредиторами, которые предъявили к Parmalat требования на 20 млрд евро. 60% акций достанутся держателям облигаций старой компании, оставшиеся – банкам и поставщикам Parmalat, многие из которых могут решить немедленно продать их. Акционеры бывшей Parmalat не получат ничего – их акции были выведены из листинга в декабре 2003 г.
Насколько тепло рынок встретит новые бумаги, зависит от того, чем закончатся многочисленные судебные тяжбы, в которых пострадавшие от крушения компании борются за то, что от нее осталось, возлагая друг на друга вину за случившееся. За прошедший год Parmalat подала несколько исков против бывших банков-партнеров и аудиторов, которые, по ее мнению, потворствовали многолетним нарушениям, предшествовавшим краху. Оценка компании инвесторами после ее выхода на биржу, ожидающегося в октябре, будет во многом зависеть от того, насколько успешными, по их мнению, окажутся попытки Parmalat отсудить деньги. Рассчитать это непросто – по суду компания может получить от нескольких сотен миллионов до 13 млрд евро. Тем временем и самой Parmalat придется отвечать по нескольким искам, касающимся махинаций.
Ожидается, что суд Пармы, где идет один из процессов по делу Parmalat, в ближайшие несколько дней объявит о решении кредиторов одобрить план реструктуризации компании – это первый шаг к ее возвращению в биржевой листинг. Несмотря на неизвестность, многие инвесторы дают понять, что готовы хотя бы прощупать почву. Другие – новые – инвесторы настроены еще более решительно: “Компания снова в листинге и вернулась в инвестиционное сообщество, мы собираемся анализировать ее, как любого другого игрока продуктового рынка”, – говорит менеджер европейского подразделения управляющей компании MFS Investment Management Оливье Лебло.
“Мы не были среди инвесторов, когда компания рухнула, поэтому будем рассматривать возможность купить ее акции, – говорит менеджер лондонского Morley Fund Management Рита Дат, – если уровень открытости компании будет достаточным и ее баланс нас устроит, мы примем решения по поводу оценки стоимости акций”. Так или иначе, оценивая новую компанию на основе ее новых фундаментальных показателей, любому потенциальному инвестору придется брать в расчет не только то, насколько успешно продаются ее молоко, сок и йогурт, но и ожидаемую прибыль.
Сегодняшняя оценка стоимости Parmalat, основанная на цене ее виртуальных акций в преддверии возвращения в листинг, составляет от 3,7 млрд до 5 млрд евро. Примерно половина от стоимости приходится на молочные активы Parmalat, оцененные Lehman Brothers на основе расчетной прибыли 2006 г. Остальное – потенциальные выплаты по искам Parmalat. Но дела эти сложные, во многих из них фигурируют предполагаемые нарушения уже ушедших из компаний менеджеров. Судопроизводство в Италии занимает довольно много времени. Разница между 43 млрд евро, которые компания пытается востребовать, и 13,1 млрд евро, на которые может претендовать (это разница между активами и задолженностью на момент банкротства), огромна.
Между тем ответчики по искам Parmalat, в числе которых крупнейшие игроки финансового рынка, такие, как Citigroup и Bank of America, тоже готовятся к схватке. Весьма вероятно, что они окажутся среди крупнейших владельцев новых акций Parmalat и попытаются добиться отзыва исков против себя.
Тем временем в миланском суде на этой неделе состоялось первое слушание уголовного дела по иску государства против основателя и бывшего председателя совета директоров Parmalat Калисто Танци и еще 15 лиц. В первый же день слушаний суд был перенесен на начало декабря, и знакомые с ситуацией источники ожидают, что он займет не менее года. (WSJ, 29.09.2005, Кирилл Корюкин)