Wal-Mart меняет логистику


Wal-Mart знаменита прежде всего своими магазинами, но стать мировым лидером розничного бизнеса, продажи которого в прошлом году составили $285 млрд, ей в не меньшей степени помогла прекрасно отлаженная дистрибуторская сеть. Большая часть товаров, проданных в 2004 г., перед тем, как попасть на полки магазинов, прошла через 117 дистрибуторских центров. В компании не называют конкретных цифр, но рассчитывают, что новая программа, названная Remix, позволит быстро заполнять освободившиеся полки товарами, что подхлестнет продажи. Одновременно сократятся затраты – часть приемщиков в магазинах можно будет перевести на другие участки. Такая передышка сейчас весьма нужна Wal-Mart – продажи не растут из-за того, что спрос ослаб в результате подорожания бензина. Цена акций компании за последние 12 месяцев упала на 25%.

Оптимизацию работы системы складов Wal-Mart начала еще в середине 1990-х, когда впервые занялась продажей продуктов питания. Не имея опыта их доставки, компания пользовалась услугами и перенимала опыт у дистрибутора – McLane Co., ставшей ее подразделением в 1990 г. В 2003 г. Wal-Mart продала McLane компании Berkshire Hathaway и стала сама заниматься доставкой. Теперь у нее была транспортно-складская сеть, отдельная от существовавшей системы доставки основной части товаров. “Мы могли бы ничего не предпринимать, и с логистикой все было бы в порядке, – говорит Роллин Форд, исполнительный вице-президент Wal-Mart по логистике. – Но если продажи на квадратный метр у вас растут, нужно что-то менять, чтобы магазины работали более эффективно”.

Нагрузка на систему поставок Wal-Mart усилилась, когда она стала крупнейшей сетью на рынке продуктов питания. Два года назад Wal-Mart начала разрабатывать Remix. В основе плана лежит разделение системы складов на те, что предназначены для товаров, распродающихся в течение относительно долгого времени, и на высокоскоростные, которые обеспечат бесперебойные поставки таких товаров, как бумажные салфетки, туалетная бумага, зубная паста, некоторые продукты питания и вещи, пользующиеся высоким сезонным спросом. Эти грузы будут размещаться на платформах, которые легко вкатить в магазин. Товар можно положить на полки без предварительной сортировки и хранения на складе. Так компания рассчитывает избежать перебоев с поставками в торговый зал и сократить объем работы на складах.

Wal-Mart провела испытание Remix в прошлом году в дистрибуторском центре во Флориде, из которого осуществляются поставки в четыре магазина. По словам Форда, результаты оправдывают широкомасштабное распространение программы, которое начнется в ближайшее время и должно быть завершено в 2007 г.

Wal-Mart не единственная американская сеть, ускоряющая поставки. Target, второй по величине дискаунтер в США, уже два года использует подобную сеть для продаж в том числе таких товаров, как стиральный порошок Tide, зубная паста Crest и бумажные полотенца Bounty. По мнению аналитика Deutsche Bank Билла Дреера, программа Remix “может сильно повлиять” на цену акций Wal-Mart, 1% которых принадлежит банку. (WSJ, 26.09.2005, Кирилл Корюкин)