Керкорян хочет управлять GM
В начале месяца принадлежащая Керкоряну инвесткомпания Tracinda заявила, что, потратив $460 млн, приобрела 9,5% акций General Motors. А в среду Tracinda проинформировала Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) о том, что намерена довести свой пакет в GM до 9,9% и занять место в совете директоров компании.
Поход Керкоряна в GM начался в июне. Tracinda предложила акционерам GM выкупить у них 28 млн акций (8,9%) компании по $31 за штуку. На предложение откликнулись владельцы 18 млн акций (7,2%), остальные акции Tracinda скупила на рынке. Представители Tracinda утверждают, что пока не планируют увеличивать свой пакет в GM, но не исключают, что в будущем продолжат скупку акций.
Однако уже сейчас Tracinda стала третьим по величине акционером GM после State Street Corp. (18%) и Capital Group Cos. (14,7%). Tracinda утверждает, что хочет быть лишь портфельным инвестором GM. Но аналитики в это не верят. Они напоминают, что Керкорян уже не раз скупал акции убыточных предприятий, заставляя их потом распродавать наиболее ценные активы в интересах предпринимателя.
10 лет назад он приобрел крупный пакет акций другого автоконцерна – Chrysler. Скупить контрольный пакет Chrysler ему не удалось, на продаже акций концерна Керкорян заработал $3,5 млрд.
Аналитики считают, что Керкорян положил глаз на финансовое подразделение General Motors – GM Acceptance Corp. (GMAC). Оно осуществляет все финансовые операции компании: закупает оборудование, продает машины, предоставляет их в лизинг и проч. Если бы GMAC была самостоятельной компанией, ее капитализация, по расчетам аналитиков, превышала бы $20 млрд, при том что сейчас вся GM стоит около $18 млрд. Без своего финансового подразделения GM была бы убыточной: в 2004 г. ее чистая прибыль составила $2,8 млрд, а GMAC – $2,9 млрд.
Эксперты не исключают, что Керкорян будет убеждать акционеров GM продать это прибыльное подразделение полностью или по частям. Но руководство GM заявляет, что не опасается скупки Керкоряном акций компании. В GM уверены, что его доля не позволит ему влиять на принятие решений в компании. Но распродавать часть активов GM все-таки, возможно, придется. В начале года компания погрузилась в глубокий финансовый кризис. Цены на бензин выросли, и продажи больших внедорожников упали, покупатели переметнулись к продавцам более дешевых и экономичных японских и корейских авто. В начале 2004 г. GM занимала 60% американского рынка внедорожников, сейчас ее доля уменьшилась вдвое. Кроме того, компания обременена огромными социальными выплатами. Только в этом году ей придется потратить на медицинские страховки для рабочих $5,6 млрд. Все силы GM брошены на сокращение расходов. В ближайшее время будет закрыто несколько убыточных заводов в Северной Америке. С профсоюзами США и Канады ведутся переговоры о возможности сокращения социальных выплат. (WSJ, FT, 21–22.09.2005, Анастасия Бокова)