Андрей Козлов отсеял 220 банков
Вчера ЦБ объявил, что закончил рассматривать повторные ходатайства банков о вступлении в систему страхования вкладов. Это произошло на пять дней раньше установленного законом срока. За шесть месяцев, прошедших с окончания первого этапа отбора, в систему было допущено еще 103 банка.
Повторный отказ – это не “железный занавес”, отмечает гендиректор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов. Банки могут апеллировать сначала в Комитет банковского надзора (КБН), а в случае неудачи – к председателю Банка России, напоминает он. “Это не формальная процедура, – говорит Турбанов. – Поступило более 50 апелляций [одна – председателю], по двум уже принято положительное решение КБН”. Завершить рассмотрение всех жалоб ЦБ планирует в начале 2006 г.
Среди отверженных оказались три банка из числа 200 крупнейших по частным депозитам – Лефко-банк, Русский банкирский дом (РБД) и “Ист Бридж банк”. Все они надеются склонить КБН на свою сторону.
“Мы не получили официальный отказ ЦБ, поэтому его причины нам пока неизвестны”, – говорит президент Лефко-банка Сергей Парамонов. На 1 июля банк привлек 1,17 млрд руб. у частных вкладчиков. Парамонов надеется, что банку удастся обжаловать решение КБН в досудебном порядке.
РБД, собравший 953 млн руб., уже обжаловал вердикт КБН. “Нам не до конца понятна причина отказа”, – пояснил предправления РБД Сергей Бондарович. – Наши планы в ритейле не претерпели никаких изменений, мы намерены и в дальнейшем обслуживать вклады граждан, развивать розничные продукты”. На положительный исход апелляции рассчитывают и в “Ист Бридж банке”: “Банк прошел все проверки без замечаний, – заявил предправления “Ист Бриджа” Валерий Калачев. – Для отказа был использован формальный предлог, истинная причина – личная неприязнь [первого зампреда ЦБ и председателя КБН] Андрея Андреевича Козлова. Ее мотивы мне не известны”. Козлов в ответ лишь выразил недоумение, но от комментариев воздержался.
В систему не вступили 22 из 200 крупнейших по активам банков страны. Большинство из них и прежде не привлекали вклады населения (как Российский банк развития), решили не делать на них ставку (“Северо-Восточный альянс”) или отказались от этого бизнеса в пользу другого банка группы (как инвестбанк “Траст” – в пользу нацбанка “Траст” или Межпромбанк – в пользу своей розничной “дочки” “Межпромбанк Плюс”).
“Банк должен занимать свою нишу на рынке, а не распылять усилия по разным направлениям, особенно если он относится к “середнячкам”, – пояснил зампред правления “СВА” Василий Головинский. – Отказ от работы в ритейле позволит нам минимизировать затраты и сосредоточиться на менее рискованном корпоративном секторе, который дает большую отдачу”.
Не надо ставить крест на банках, не попавших в систему, считает Турбанов. “На них приходится всего 0,8% рынка частных вкладов, но около 6% активов, – говорит Турбанов. – Значит, у них есть активы и пассивы, с которыми можно продолжить работу в реальном секторе”.
Для председателя правления банка “Визави” Дмитрия Клушина отказ КБН “стал неожиданностью”. По его словам, дальнейшую стратегию банк определит “по результатам обжалования решения”. Надеются переубедить ЦБ и в “Конверс Групп”, владеющей тремя российскими банками, самый крупный из которых – Конверсбанк – не смог получить госгарантии (как и его “дочка” “Конверсбанк-Москва”). Но отрекаться от ритейла в группе не собираются и ведут переговоры о покупке региональных розничных банков (например, в Калининграде) помимо уже пропущенного в систему красноярского банка “Енисей”. “В любом случае мы намерены работать на розничном рынке, – говорит менеджер “Конверс Групп”. – Глупо отказываться от доходного бизнеса”.