Банкрот-авиа


На прошлой неделе суд по делам о банкротстве зарегистрировал банкротство третьей и четвертой по величине авиакомпаний США – Delta Airlines и Northwest Airlines.

Обе авиакомпании заявили, что накопили огромные долги и не способны расплатиться с кредиторами. В течение года Delta Airlines сократила расходы на $4 млрд, но долг перед работниками в $28 млрд ликвидировать не удалось. Northwest сократил затраты лишь на $1,7 млрд, но также заявил в суде, что не способен рассчитаться с работниками, которым задолжал $65 млн.

Кризис на рынке авиаперевозок начался в середине прошлого года. К тому моменту из-за растущих цен на нефть цены на авиатопливо выросли на 400%. И авиаперевозчики, чтобы снизить затраты, начали вводить специальные топливные надбавки к цене билета в $10–60. Но от убытков их это не спасет, уверены эксперты Международной ассоциации авиатранспорта (IATA). По данным IATA, все мировые авиаперевозчики получат в этом году $7,4 млрд убытков. И хуже всех придется американским перевозчикам, экономику которых подорвал ураган “Катрина”.

Но в Delta Airlines и Northwest Airlines полагают, что банкротство даст им шанс возродиться в новом качестве. “Delta имеет хорошо продуманный план реструктуризации, который продолжит осуществлять, даже будучи банкротом, – сказал исполнительный директор компании Джеральд Гринштейн. – И мы убеждены, что сможем возродить компанию даже в таких условиях”. А исполнительный директор Northwest Дуг Стинланд прямо заявил, что “многие авиаперевозчики используют процесс банкротства, чтобы поменять структуру цен”. После банкротства крупной компании на ее месте образуется более мелкий перевозчик, который, по словам Стинланда, более конкурентоспособен, так как у него ниже затраты на рабочую силу.

Например, кредиторы авиакомпании-банкрота US Airways одобрили план ее реорганизации, в соответствии с которым она сольется с low-cost перевозчиком America West Holdings Corp. Эксперты полагают, что хорошим выходом для Delta Airlines и Northwest Airlines стало бы создание ими новой совместной компании. Некоторые маршруты обеих компаний сейчас совпадают, объединившись, они бы минимизировали свои затраты по работе на этих направлениях. А господство Delta в трансатлантических перелетах могло бы служить хорошим дополнением к преобладанию Northwest в Азии. Представители Delta и Northwest отказались комментировать такую возможность. (WSJ, 15.09.2005, Анастасия Бокова)