Heinz ставит на кетчуп
По прогнозам компании, если планы, о которых было объявлено вчера, сбудутся, ее прибыль в текущем финансовом году вырастет на 14% (в прошлом году убыток составил 5%). В прогнозе, впрочем, не учтены затраты на реструктуризацию, уже достигшие около $100 млн. Heinz наняла банки UBS и J.P. Morgan Chase для организации продажи подразделений по торговле замороженными продуктами и морепродуктами в Европе и птицеводческого бизнеса в Новой Зеландии. Совокупная выручка этих компаний, о планах продажи которых Heinz заявляла ранее, составляет $1,4 млрд, или 16% от общей выручки компании. Всего Heinz расстанется с 17 фабриками, на которых производится 3000 видов продуктов. В 2002 г. Heinz уже начала осуществлять первую фазу своего плана трансформации, продав компании Del Monte Foods фабрики по производству кормов для животных и продуктов из тунца.
Heinz, продукция которой продается более чем в 50 странах, давно пытается увеличить продажи и сделать ядром своего бизнеса продукты, пользующиеся наибольшим спросом, – это кетчуп, остававшийся визитной карточкой компании на протяжении всей ее 136-летней истории, соусы, приправы, замороженные снэки и детское питание. Но при том что продажи компании в прошлом году выросли на 6% до $8,9 млрд, прибыль снизилась с $804,3 млн до $752,7 млн.
“Мы обязательно должны объяснить людям, что кетчуп можно использовать по-разному”, – говорит генеральный директор Heinz Уильям Джонсон. Компания предлагает рецепты разных блюд для разных стран. Англичанам она рекомендует приправлять кетчупом яйца, а русским – рыбу. Шведов Heinz уже удалось убедить в том, что кетчуп – это замечательная приправа для макарон. Компания также решила увеличить объем бутылки после того, как исследования показали, что литровую бутылку кетчупа люди обычно съедают за то же время, что и 700-граммовую. Большие надежды Heinz связывает также с новым исследовательским центром стоимостью $17 млн, открывшимся на этой неделе в Питтсбурге.
Несмотря на все заявления, аналитики считают оптимистичные прогнозы компании нереалистичными. По подсчетам Credit Suisse First Boston, с 2002 г. без учета поглощений, продажи активов и колебаний валютных курсов выручка Heinz росла всего на 1,3% в год. Исправить такое положение Heinz намерена, сместив центр тяжести с Западной Европы на Северную Америку, где ее бизнесу сопутствует больший успех. По мнению аналитика J.P. Morgan Пабло Зуаника, хотя прошлогодний рост продаж на 9,3% подразделения потребительских продуктов в Северной Америке обнадеживает, нет уверенности, что темпы роста удастся поддерживать на том же уровне. Прибыль компании может снизиться в результате усиливающейся конкуренции в этом секторе рынка. “Несмотря на то что в портфеле компании есть известные марки, он состоит в основном из бакалейных товаров и маржа прибыли Heinz близка к средней по сектору”, – пишет Зуаник в своем отчете. (WSJ, 20.09.2005, Кирилл Корюкин)