Винное перемирие
Главной темой переговоров было требование США о том, чтобы Европа сняла запрет на импорт вина, произведенного с использованием технологий, не разрешенных в Европе, таких как ирригация или добавление древесных щепок в бочки с вином. Европа, в свою очередь, требовала объявить незаконным использование слов, имеющих географическое происхождение, таких как “шампанское”, “порто” или “херес”. По условиям соглашения, достигнутого на прошлой неделе, ЕС не будет возражать против использования технологий, в настоящее время применяемых американскими виноделами, но оставляет за собой право препятствовать ввозу вина, произведенного по каким-либо новым методам, которые американцы могут изобрести. Со своей стороны Америка обещает внести в конгресс законопроект, по которому во вновь создаваемых брэндах будет запрещено использование 17 названий, включающих имена европейских провинций и городов.
Многие европейские виноделы были разочарованы условиями сделки, которая не означает ни немедленного запрета на американские вина с европейскими названиями, ни их постепенного вывода с рынка. В Европе такие слова, как “шампанское”, называют “географическими индикаторами”, которые могут присутствовать на упаковке вина, произведенного только в определенном регионе. В США изобрели для них свое определение – “семи-дженерики”, т. е. “полуобычные”.
Француз Бруно Пайяр, который производит шампанское, говорит, что соглашение его “ни в коей мере не устраивает”. Производители таких марок игристого вина, как Korbel и Totts, “намеренно вводят потребителя в заблуждение”. Они пишут на этикетках Champagne, хотя на самом деле вино сделано в Калифорнии, говорит он.
Но, несмотря на недовольство таких виноделов, как Пайяр, у Еврокомиссии, исполнительного органа Евросоюза, не было выбора на переговорах с американцами: в прошлом году в США был принят закон, по которому поставщики вина обязаны получить сертификацию своего продукта в случае, если страна, из которой оно ввозится, не имеет соглашения по ввозу с США. На оформление индивидуальной сертификации у тысяч мелких виноделен не хватило бы денег. Европейская винная отрасль находится в слишком большой зависимости от американского рынка, чтобы позволить себе потерять доступ на него. Особенно сильно это могло бы сказаться на французской винной промышленности, переживающей глубокий кризис. В прошлом году в США было поставлено европейского вина на 2 млрд евро, это 43% от общего объема европейского экспорта.
На критику европейцев американцы отвечают, что имеют полное право использовать названия с европейскими корнями. По словам Роберта Коха, генерального директора Института вина, компания Korbel, принадлежащая корпорации Brown-Forman, “100 лет трудилась, чтобы создать Korbel и производство игристых и шампанских вин в США”, и поэтому нельзя требовать от нее отказаться от этой марки. (WSJ, 15.09.2005, Кирилл Корюкин)