В тундру за прибылью
Вряд ли эта история, рассказанная сотрудником хедж-фонда, может претендовать на полную правдивость. Но нет сомнений, что для хедж-фондов, известных энергичными и изобретательными методами сбора информации, это совсем не предел возможного. Такие методы не относятся к незаконным, хотя сделки, заключенные на основе пьяных откровений нефтяников, могут быть названы подозрительными. Чтобы оправдать высокую комиссию, хедж-фондам необходим лучший по сравнению с традиционными фондами результат, поэтому они и ищут области ценовых аномалий. Две очевидные возможности для этого – работать с акциями, в отношении которых существует недостаток информации или ликвидности.
Этим объясняются растущие вложения фондов в акции мелких и средних компаний. В отличие от грандов, входящих в индекс FTSE-100, о бумагах небольших компаний информации немного, да и объем торгов ими небольшой. И размер инвестиций хедж-фондов в такие компании также определить чрезвычайно трудно. Нередко акции оседают на счетах номинальных держателей либо же пакет оказывается меньше минимального, раскрытия информации о котором требует биржа. Акции, принадлежащие хедж-фондам, входящим в структуру традиционных инвестиционных компаний, нередко регистрируются как принадлежащие материнской компании и т. д.
Тем не менее, по данным исследования Greenwich Associates, объем инвестиций хедж-фондов в акции мелких и средних компаний вырос с 19% в 2003 г. до 30% в 2005 г. Это свидетельствует о разумном вложении средств: в последние годы именно такие компании показывали результаты лучше средних по рынку. Брокеры, работающие с акциями мелких и средних компаний, также отмечают увеличение заказов со стороны хедж-фондов. Да и сами хедж-фонды регулярно фигурируют в реестрах акционеров как владельцы крупных пакетов акций. “Они, несомненно, пытаются укрепиться в малых компаниях”, – говорит гендиректор Альянса небольших публичных компаний Джон Пирс.
Результаты себя оправдывают. Хедж-фонд Rab Capital – Special Situations, инвестирующий в Falkland Oil & Gas, Asia Energy и золотодобывающую Archipelago Resources, за первый год работы (2003) получил 1274% прибыли; в 2004 г. его доходность составила 49,2%. Еще один известный инвестор в акции мелких и средних компаний – Lansdowne Partners – вложился в бумаги риэлтора Dawnay, Day Carpathian, золотодобывающей компании Peter Hambro Mining и пивоваренной Burtonwood Brewery.
От такой активности хедж-фондов страдают традиционные паевые фонды, которые многие годы работают с акциями средних и мелких компаний. (Например, Special Situations fund на $9,8 млрд под управлением Fidelity.) Но теперь темных углов, где можно обнаружить выгодные и недооцененные бумаги, на рынке почти не осталось. И если хедж-фонды или паевые фонды не займутся ценовыми аномалиями, это сделают фонды прямых инвестиций. (FT, 9.09.2005, Татьяна Бочкарева)