Учебные программы на заказ


Всякому, кто в этом сомневается, достаточно взглянуть хотя бы на список клиентов Kellogg School of Management при Северо-Западном университете США. Среди названий крупнейших компаний здесь можно встретить даже ФБР и ЦРУ. “Федеральным агентствам тоже необходимо идти в ногу со временем”, – говорит Стивен Бернетт, заместитель декана по образованию для руководителей Kellogg School.

На протяжении последних 10 лет корпорации медленно, но верно осознают всю важность образовательных программ для высшего руководства. Прошли те времена, когда менеджеры среднего звена посещали недельные курсы, скажем по маркетингу, и, вместо того чтобы учиться, проводили вечера за сплетнями в баре бизнес-школы. Канули в прошлое краткие курсы, которые топ-менеджеры оканчивали только для того, чтобы похвастаться дипломом. Теперь на первый план выходит обучение, и именно оно становится главным фактором, который влечет за собой стратегические перемены в корпоративном мире.

С возросшей тягой к знаниям сильно вырос спрос на специализированные программы, составленные под конкретного заказчика (т. е. под одну компанию), причем постепенно они стали теснить на рынке традиционные программы свободного обучения, на которые принимают без ограничений.

Впрочем, в последнее время между этими двумя формами обучения наметилось сильное расхождение, рассказывает Дуглас Рэди, президент Международного консорциума по изучению программ подготовки руководящих кадров. Это означает, что для тех, кто заказывает программу под себя, уже не так важно, в какой именно бизнес-школе будет составлена эта программа. А вот для тех, кто поступает на свободное обучение, брэнд бизнес-школы по-прежнему имеет принципиально важное значение. “Брэнд больше не является определяющим фактором… компании стали гораздо умнее. Они больше не идут в Гарвард только потому, что это Гарвард”, – говорит Рэди. По его словам, основное значение приобретает способность бизнес-школы дать компании то, что она хочет.

На основании данных, собранных газетой Financial Times для составления рэнкинга EMBA в 2005 г., можно сделать три вывода. Во-первых, после нескольких лет шатаний рынок образования для руководителей сейчас стабилизировался и демонстрирует устойчивый рост. Во-вторых, корпорации устанавливают более крепкие и глубокие связи с бизнес-школами, с которыми они сотрудничают. И в-третьих, все больше специализированных программ появляется после того, как совет директоров той или иной компании приходит к выводу, что именно с помощью специально составленной программы компания сможет решить стоящую перед ней стратегическую задачу.

За прошедший год доходы бизнес-школ на рынке программ свободного обучения выросли на 10,5%. Что касается специализированных программ, “заточенных” под конкретных клиентов, то 45 бизнес-школ, участвовавших в опросах FT по такой форме обучения в последние три года, сообщили, что в этом году у них было 5309 таких программ. Годом ранее их было 4259, в 2003 г. – 3905.

Увеличилось число программ, разработанных для уже существующих клиентов бизнес-школ: их в этом году было 79% (4204), тогда как в 2004 г. – 73%, а в 2003 г. – 70%.

Почти в половине (49%) из 445 корпораций, опрошенных FT в этом году, решение организовать программу обучения было принято председателем совета директоров, президентом или другим топ-менеджером. В 321 компании (72%) заявили, что программы эти – стратегические. Особенно активно занимаются стратегическими программами обучения североамериканские компании (78%). Лишь в Азиатско-Тихоокеанском регионе число общеобразовательных программ для топ-менеджеров превышало число стратегических (77% против 63%). Одна из причин этого заключается в том, что рынок бизнес-обучения для руководителей в Азии развит меньше, чем в США и Европе.

В Азии особенно высок спрос на программы свободного обучения, отмечает Сумитра Дутта, декан факультета бизнес-образования для руководителей во французской школе INSEAD. Эта школа заметила эту тенденцию – и помимо кампуса в Фонтенбло открыла кампус в Сингапуре. А вот привлечь американских студентов оказалось гораздо сложнее. Однако декан INSEAD Габриэль Хававини считает, что это лишь вопрос времени и денег.

Впрочем, американским бизнес-школам тоже трудно развиваться за пределами своего рынка, говорит Этан Хэнабери, заместитель декана по образованию для руководителей Columbia Business School. Четыре-пять лет назад школы из разных стран пытались решить эту проблему, заключая партнерские соглашения. Columbia Business School, например, сотрудничала с London Business School, INSEAD – с Wharton School при Университете Пенсильвании, Sloan School of Management при Массачусетском технологическом институте – со швейцарской IMD. Хэнабери, впрочем, признает, что особых успехов здесь достичь пока не удалось.

Тем не менее, когда подобные партнерские программы работают, они могут давать огромную отдачу, считает Эдуардо Санчес, старший вице-президент компании Bacardi Martini. Эта компания работает с Darden School при Университете Виргинии и барселонской Iese. “Реальная польза в том, что мы получаем поистине глобальную и всеобъемлющую программу обучения”, – говорит Санчес.

В этом году компании изменили свои приоритеты. Chicago Graduate Business School, Kellogg, University of Michigan Business School и Sloan сообщают, что теперь топ-менеджеров больше интересуют программы, ориентированные на органический рост компании и инновации. После спада 1990-х гг. возрос спрос и на программы, позволяющие растить корпоративных лидеров нового поколения. “Молодым людям сегодня необходимо учиться выполнять гораздо более сложную работу, – говорит Мэри Эйтер, исполнительный директор по образованию для руководителей школы Sloan. – Сегодня больший упор делается на то, чтобы помочь менеджерам среднего звена подняться на более высокий уровень”.

Выявить лидеров нового поколения – главная задача в американских компаниях, говорит Стив Ласивита, заместитель декана по образованию для руководителей в Chicago School, а вот азиатские компании в большей мере ориентированы на обеспечение роста через инновации.

Хотя специализированные программы представляются наиболее важным источником дохода для бизнес-школ в будущем, традиционные программы свободного обучения по-прежнему весьма популярны и могут принести немало пользы. Скажем, University of Michigan Business School даже не справляется со спросом на программы в области работы с персоналом (HR), рассказывает заместитель декана по образованию для руководителей Рон Бендерски.

Что касается рынка специализированных программ, Блэр Шеппард, президент Duke Corporate Education, оценивает его потенциал в $34 млрд, тогда как сегодняшние участники рынка пока зарабатывают лишь менее $1 млрд.

К бизнес-образованию нужно подходить как к стратегическому активу, а не как к расходам. “Если мы сможем заставить топ-менеджеров и HR-менеджеров с богатым опытом работы так думать, от этого выиграют все”, – говорит он. (FT, Михаил Оверченко)