Axel Springer не пускают в телевизор
Axel Springer объявила о решении купить ProSiebenSat за 4,2 млрд евро ($5,17 млрд) в августе этого года. Сделка способна коренным образом изменить расклад сил на третьем по величине медиарынке мира: благодаря ей Axel Springer, которой принадлежит крупнейшая газета страны, таблоид Bild (ее читают 12 млн человек), получит контроль над телекомпанией, занимающей 1-е место на рынке рекламы. После объявления о сделке менее крупные конкуренты медиагигантов, политики и представители регулирующих органов неоднократно высказывали опасения, что слияние может оказать нежелательное воздействие как на издательский рынок, сократив многообразие представляемых мнений, так и на рекламный. “Вместе [Axel Springer и ProSiebenSat] будут обладать поистине невообразимыми возможностями”, – пишет газета Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung.
Представители Axel Springer указывают, что Bertelsmann, крупнейшая медиакомпания Европы по размеру выручки, тоже контролирует крупную телекомпанию RTL и крупнейшее журнальное издательство страны. Оппоненты Axel Springer, однако, отмечают, что есть разница между компаниями, одна из которых выпускает ведущую газету, а другая – еженедельные журналы в основном неполитического характера (как у Bertelsmann).
Антимонопольный комитет Германии до конца года должен проанализировать сделку и, по мнению аналитиков, может потребовать от компаний продать часть активов либо вообще запретить слияние. “Думаю, весьма вероятно, что власти выдвинут ряд условий”, – говорит Хорст Репер, директор немецкого института средств массовой информации Formatt. До сих пор регулирующие органы относились к издательским домам и телерадиокомпаниям как к разным сегментам рынка. До объявления о слиянии Axel Springer и ProSiebenSat наблюдатели полагали, что такое разделение должно облегчить объединение медиакомпаний из разных сфер деятельности. Председатель антимонопольного комитета Ульф Беге, однако, заявил, что подобное отношение регуляторов к медиарынку лишь отражает тот факт, что до сих пор они не сталкивались со сделками, подобными нынешней. Основную задачу своего ведомства он видит в том, чтобы определить, не получит ли объединенная компания доминирующую позицию на рынке рекламы как в печатных, так и в телевизионных СМИ. (WSJ, 26.08.2005, Михаил Оверченко)