3G приживается в Европе


“То, о чем участники рынка говорили 2–3 года назад, медленно, но верно претворяется в жизнь”, – констатирует Филиппе Кивит де Йонге, менеджер инвестиционного подразделения ABN Amro Asset Management.

В общей массе европейских абонентов сотовой связи пользователи сетей третьего поколения пока составляют очень небольшую долю. Однако некоторые аналитики полагают, что 2006 год станет для отрасли переломным. По прогнозам лондонской консалтинговой фирмы Ovum, к концу будущего года европейские операторы 3G-телефонии смогут похвастаться совокупной абонентской базой в 63 млн. Это значит, что доля пользователей 3G в общем числе обладателей сотовых телефонов достигнет 1/6. Чтобы это произошло, операторам необходимо завершить развертывание более совершенных сетей нового типа и ощутимо снизить цену 3G-телефонов.

После того как в 2000 г. лопнул мыльный пузырь акций высокотехнологических компаний, термин 3G на некоторое время превратился из символа будущего взаимопроникновения телекоммуникаций и мультимедиа в посмешище. Однако сейчас обещания становятся реальностью. С помощью сотовых трубок многие европейцы уже смотрят телепередачи, путешествуют в Интернете, обмениваются аудио- и видеоклипами. Правда, в США 3G-связь развивается пока более скромными темпами.

Стандарты беспроводной связи, используемые операторами в США и Европе, различаются. Для американцев все еще актуальна проблема модернизации сотовых сетей до уровня 2G и чуть более производительного варианта – так называемой спецификации 2,5G. Только после перехода на эти технологии США смогут начать полноценное развертывание сетей 3G.

В свое время европейские операторы потратили более 100 млрд евро на лицензии, позволяющие предоставлять услуги 3G-связи. Когда процесс внедрения застопорился, большую часть этих средств пришлось списать. Однако теперь сделанные инвестиции уже становятся для телефонных компаний долгожданным источником новых доходов.

Абоненты компании 3Group в Великобритании тратят в среднем по 40 фунтов стерлингов ($72) на загрузку видеоконтента телешоу “Большой брат”, выдержек из передач о футболе и т. п. Для сравнения: традиционно средний британский сотовый абонент платил оператору лишь 25 фунтов в месяц. По данным Vodafone, немецкие клиенты корпорации, пользующиеся услугами 3G-связи, тратят на телефонию в среднем в три раза больше, чем абоненты традиционных сетей.

У инвесторов появляются надежды, что развитие 3G наконец поможет европейским операторам выбраться из кризиса, терзающего отрасль уже несколько лет. Динамика курсов акций у телекоммуникационных компаний в этом году все еще менее благоприятна, чем у экономики соответствующих стран в целом. Акции Vodafone сейчас стоят на 46% меньше, чем в 2000 г., и с января их цена увеличилась лишь на 3,7% (биржевой индекс FTSE 100 за то же время вырос на 11%). Тем не менее инвесторы надеются на лучшее. Ральф Брук-Фокс, управляющий портфелем телекоммуникационных ценных бумаг в Brittanic Asset Management, покупает акции Vodafone – по его мнению, курс скоро пойдет вверх. (WSJ, 25.08.2005, Александр Силонов)