Нет места удобнее... машины


В интерьере автомобильного салона скоро можно будет увидеть даже настоящую спальню – Ford Motor показала нечто подобное на Детройтском автосалоне в январе. Автомобиль снаружи напоминает холм, а изнутри – гостиную в стиле 1960-х. Здесь есть и ряд мягких кресел, и задние сиденья, позволяющие прилечь и задрать ноги кверху, и LCD-телевизор на кронштейне. Пока это всего лишь концептуальная модель, но она наглядно показывает направление мысли современных автодизайнеров. Разработчики автомобиля поясняют, что их целью было создать уютный уголок для молодых людей, живущих с родителями и страстно мечтающих о собственном защищенном пространстве.

Дизайнеры Volkswagen предлагают свой вариант гостиной на колесах – пятиместный автомобиль с удобными откидывающимися и поворачивающимися креслами. Эксперты на январском автосалоне в Лос-Анджелесе дали этой модели наивысшие оценки, назвав ее “лекарством от тягот дороги” и “отличной альтернативой лимузиноцентричной развлекательной культуре”.

Тенденция к превращению автомобиля в подобие жилища пришлась на период, когда время, проводимое автомобилистами в пути, заметно увеличилось, особенно в США. По данным Бюро переписи населения США, американцы ежегодно тратят на дорогу между домом и работой в среднем около 100 часов.

“Автопроизводители все отчетливее понимают, что машина – это место, где мы проводим очень много времени, – говорит консультант по промышленному дизайну из Лондона Джефф Холлингтон. – Конечно, машина остается одним из видов транспорта, а кое для кого – и источником спортивного вдохновения. Но для большинства потребителей машина в основном просто место, где они находятся”.

Европейские автопроизводители тоже уделяют огромное внимание увеличению внутреннего пространства. На мартовском автосалоне в Женеве европейское подразделение Ford продемонстрировало концептуальную модель “спортивного автомобиля” с системой задних сидений, перестраиваемых с помощью пульта дистанционного управления. При нажатии кнопки центральное сиденье в заднем ряду отъезжает назад и оказывается между двух подлокотников, которые также могут быть убраны и преобразованы в тележки для багажа. Внешние сиденья заднего ряда затем могут сдвигаться внутрь, обеспечивая каждому пассажиру больший простор.

Возможно, некоторые из этих концептов так и не будут пущены в серию или будут, но очень не скоро. Но есть разработки, которые могут появиться в продаже уже в обозримом будущем. Вот некоторые тенденции, наблюдающиеся сейчас в области дизайна автомобильного интерьера.

“Ближе к дому”. Новый концепт-автомобиль Ford создавался как передвижное гнездышко для любителей уюта – здесь есть кресла, как в гостиной, возможность вытянуть ноги и с удобством посмотреть телевизор.

“Больше аутентичности”. Руководство Mercedes-Benz решило сфокусироваться на мелочах, в частности на точно дозированном создании складочек на кожаной обивке кресел. В течение нескольких лет дизайнеры придерживались противоположной идеологии (никаких складок), но затем опросы показали, что потребители предпочитают стиль, больше напоминающий о старине. “Мы старались делать кожаную обивку как можно более тугой, но в результате многим она стала казаться похожей на виниловую, – говорит Мартин Бремер, старший менеджер экспертного центра Mercedes в Германии. – Необходимо, чтобы кожа выглядела абсолютно натуральной. Клиенты обязательно заметят это, увидев осенью нашу новую модель S-класса”.

Mercedes также учитывает привычку людей (особенно американцев) есть и пить в автомобиле. Новый внедорожник М-класса, выпущенный в апреле, оборудован подстаканниками примерно на треть большего диаметра и вдвое большей глубины, чем в предшествующих моделях.

“Меньше электронной зауми”. Несколько лет подряд производители стремились как можно плотнее напичкать автомобили всевозможными системами навигации, многоэкранными развлекательными комплексами и прочими чудесами электроники. Сейчас они придерживаются более осторожного подхода к использованию новейших технологий. В стандартной комплектации BMW третьей серии не будет манипулятора iDrive, обеспечивающего управление бортовым компьютером, вентиляцией и светом. В пятой и седьмой сериях такое устройство входило в стандартный комплект, но его сложность раздражала многих клиентов. В результате было решено при разработке последней модели BMW 3 заменить iDrive на традиционную кнопочную панель.

Похожие решения принимает и руководство Mercedes. Долгое время новинки компании оснащались сотнями хитроумных компьютеризованных функций, но постепенно выяснилось, что многие из этих функций либо вообще остаются незамеченными, либо раздражают водителей. В числе прочего разработчики решили отказаться от программируемых переключателей, регулирующих положение сидений и зеркал.

“Вводя новые технологии, приходится соблюдать осторожность, – признает Карл Петер Форстер, президент европейского подразделения General Motors. – Недавно наши топ-менеджеры собирались для обсуждения десятка с лишним перспективных нововведений для автомобиля, но в конце концов пришли к выводу, что большинство из них не окупятся. Для потребителя гораздо важнее надежность”.

“Солидность и функциональность”. Беби-бумеры становятся все старше, и автопроизводители ищут способы сделать посадку и высадку пассажиров и водителей более простой и удобной. “Надо учитывать, что у человека, страдающего от артрита, силы уже не те, – говорит Элизабет Гриффит, вице-президент производителя автозапчастей Intier Automotive. – Это значит, что все ручки должны быть максимально удобными и простыми в обращении”.

“Баланс между безопасностью и удобством”. Удобство делает водителя беспечным. “Машины становятся настолько удобными, что вы уже не ощущаете, с какой скоростью едете, – говорит Доналд Норман, преподаватель Северо-Западного университета в Эванстоне, Иллинойс. – Я как-то в шутку предложил лидерам отрасли разместить сиденье водителя за пределами кузова. Они от души смеялись”. (WSJ, 25.07.2005, Александр Силонов)