“Облигации Боуи” возвращаются


Секьюритизация гонораров музыкантов дает возможность инвесторам получать определенную долю их будущих доходов. Первым облигации на $55 млн, обеспеченные отчислениями за записанные песни, в 1997 г. разместил рок-музыкант Дэвид Боуи. За ним последовали и другие: Джеймс Браун, дуэт Ashford & Simpson и группа Isley Brothers.

Но из-за роста объема пиратской продукции и возможности найти в Интернете бесплатные записи в звукозаписывающей индустрии начался спад. Облигации музыкантов, обеспеченные гонорарами, перестали быть интересными для рынка: в 2004 г. агентство Moody’s понизило рейтинг по “бондам Боуи” сразу на 3 пункта – с А3 до Ваа3. С 2001 г. желающих купить подобные бумаги почти не было, сейчас они составляют всего 1% рынка ценных бумаг, обеспеченных активами.

Впрочем, ставить крест на этом бизнесе пока рано. Благодаря цифровым технологиям записи и интернет-услугам в последнее время музыка снова стала продаваться, и банкиры ждут, когда облигации начнут дорожать.

“Определенно помогает” легальная возможность скачать музыку из Интернета, убежден управляющий партнер хедж-фонда Formula Capital Джеймс Олтачер. Он хотел бы купить “облигаций Боуи” новых выпусков и считает, что другим хедж-фондам тоже интересны бонды, обеспеченные интеллектуальной собственностью и не зависящие от ситуации на фондовом рынке.

“Технологии облегчают незаконное копирование файлов и потому приносят нам вред, но от них есть и прок, ведь они используются на 500 кабельных телевизионных каналах, в интернет-магазине iTunes и интернет-рекламе”, – говорит Дэвид Пуллман, гендиректор инвестбанка Pullman Group, разместившего в 1997 г. “облигации Боуи”.

С прицелом на новые выпуски бондов Pullman Group приобрел авторские права на записи нескольких десятков актеров и авторов музыки к песням, написанным в 40–80-е гг., и ведет переговоры с наследниками Боба Марли.

Крупные инвесторы также присматриваются к музыкальным облигациям. В мае фонд Fortress Investment Group, управляющий $15 млрд, купил кредитный портфель Bank of America на $270 млн. Его значительная часть была обеспечена будущими доходами Майкла Джексона от продаж записей Beatles (ему принадлежит право на 50% дохода).

По данным Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI), в Интернете в открытом доступе выложено 870 млн музыкальных файлов. Из-за этого музыкальная индустрия ежегодно недополучает более $2 млрд доходов. По сравнению с этой цифрой авторские гонорары от использования цифровой записи, спутникового радио и мелодий для мобильных телефонов пока ничтожны, но они быстро растут. “Когда многие научатся работать с цифровой записью, появится новый надежный источник будущих доходов, которые можно будет секьюритизировать”, – говорит Алан Далинка, партнер юридической фирмы DLA Piper Rudnick Gray Cary US.

Apple Computer с 2003 г. посредством интернет-услуги iTunes продала более 500 млн песен, и теперь этот бизнес приносит ей значительную долю от общих доходов. (WSJ, 23.08.2005, Татьяна Бочкарева)