Засилье фальшивок


Исследование KPMG основано на результатах опроса 15 ведущих мировых компаний сектора информационных технологий, в который входит производство компьютеров, мобильных телефонов, сетевого оборудования и бытовой электроники. Совокупные продажи мирового IT-сектора оцениваются в $1 трлн в год, тогда как из-за подделок компании теряют около $100 млрд в виде доходов.

Печальные последствия массового выброса на рынок контрафактной продукции не ограничиваются чисто финансовыми потерями компаний. В результате деятельности мошенников на рынке появляется много товаров недостаточно высокого, а порой и крайне низкого качества, подрывается стоимость и популярность брэндов компаний, чью продукцию копируют производители подделок.

Цена оригинального продукта отражает расходы на исследования и разработки, раскрутку брэнда, производство, маркетинг и организацию системы продаж, отмечают авторы доклада. Мошенники между тем несут издержки только по выпуску продукции и организации продаж, поэтому они получают весьма высокую прибыль несмотря на то, что их продукция дешевле аутентичной. Подделки обычно реализуются через Интернет либо неавторизованных ритейлоров, хотя порой попадают и в официальные магазины.

Наибольшей активностью отличаются жулики в Китае. Огромный приток прямых иностранных инвестиций в сочетании с передовыми технологиями, слабый контроль за соблюдением закона и низкие заработки создали благоприятную среду для развития индустрии подделок, говорится в докладе. “Китай, безусловно, – горячая точка” на мировом черном и сером рынке электроники, говорит Гэри Матушак, возглавляющий в KPMG подразделение электроники, программного обеспечения и IT-услуг. “Рядом с Китаем никто и близко не стоит. Это крупнейший рынок контрафактной IT-продукции [в мире]”, – уверен он.

По словам представителей Hewlett-Packard, выпускающей компьютеры и принтеры, и производителя сетевого оборудования 3Com, обычно мошенники стараются подделывать их самые успешные и популярные продукты. В компаниях, однако, отказались дать оценку потерь, которые они несут из-за производителей подделок. Самые популярные продукты у мошенников – коммутаторы, чипы памяти, жесткие диски для компьютеров и картриджи для принтеров, говорят представители IT-индустрии. Выпускать эти компоненты без проблем можно в небольших подпольных цехах, хотя бывают и случаи, когда дополнительную продукцию производят на легальных заводах, а затем продают ее на черном рынке. По словам Матушака, нередки и случаи, когда мошенники выпускают не компоненты, а готовую продукцию под брэндами ведущих IT-компаний.

Чтобы отслеживать деятельность производителей поддельной продукции, KPMG советует законопослушным IT-производителям контролировать потоки заказов. Неожиданный скачок или падение объемов заказов на какие-либо материалы или компоненты может означать, что они были выведены из цепочки поставок и переориентированы на черный рынок. (FT, 15.08.2005, Михаил Оверченко)