Модные переводы


Денежные переводы без открытия счета становятся все более популярной услугой у граждан. Так, по данным ЦБ, в 2003 г. между Россией и зарубежьем было переведено $1,9 млрд (из России за рубеж – $1,3 млрд, в Россию – $588 млн), а в 2004 г. – почти в полтора раза больше: $2,8 млрд ($2,1 млрд и $777 млн соответственно). Сохранились такие темпы роста и в этом году. Если в I квартале 2004 г. через операторов прошло $485 млн, то за аналогичный период этого года – $722 млн. Статистику по переводам внутри России никто не публикует. Однако они, по оценке участников рынка, растут такими же темпами, а общий объем рынка денежных переводов в России составляет порядка $10 млрд в год.

Свою статистику ЦБ составляет на основании данных 16 систем, в том числе и “Почты России”. Но там не учитывается Сбербанк, через который также проходит большой объем переводов без открытия счета, отмечает замначальника управления развития бизнес-проекта Migom, расчетным центром по которому выступает банк “Евротраст”, Ирина Анисимова.

Объем своих переводов “Сбер” не раскрывает. А по мнению Сергея Блудова, зампреда правления Русславбанка, расчетного банка системы Contact, у локальных игроков, таких как Anelik или Contact, объем переводов в этом году составит около $1 млрд.

В погоню за ними пустилась и созданная ВИП-банком система VMT. До этого года ее сеть расширялась за счет партнеров в СНГ, но сейчас акцент сделан на развитие внутри России. Начавшись с единственного офиса в Москве, ее представительство достигло 180 пунктов, в России с ней сотрудничают 30 банков, рассказывает зампред правления ВИП-банка Ольга Вилкул. Объем операций она предпочитает не раскрывать. Но уверяет, что ежемесячно он возрастает почти на треть и уже сейчас доходы VMT превосходят затраты на развитие. Объем операций VMT, по версии Блудова, на порядок скромнее ведущих систем. А по мнению Вилкул, сеть входит в пятерку ведущих локальных операторов страны. И главным ее козырем она считает низкие тарифы – 1,5% от суммы перевода.

Растущий рынок переводов интересен многим, но новые участники, как правило, кроме демпинга, ничего на него не приносят, говорит директор по развитию бизнеса в СНГ MoneyGram Виталий Рубанов. Он отмечает, что на рынке переводов между Россией и дальним зарубежьем доминируют транснациональные системы MoneyGram и WesternUnion, на пространстве СНГ наиболее активны локальные системы, а внутри страны – “Почта России”.

Большинство банков приходит к тому, что выбирает в партнеры по одной локальной и глобальной системе, говорит Блудов. Пока же многие сотрудничают с гораздо более широким кругом операторов, что позволяет получать больше комиссии, а системам – расширять географию и масштабы бизнеса, констатирует Анисимова. Но в перспективе, по мере усиления конкуренции, можно ожидать объединения локальных операторов, полагает Рубанов. Уже сейчас выход на этот рынок столь сложен и затратен, что решиться на него могут лишь многофилиальные банки, еще не запустившие переводы внутри своей сети, либо другие транснациональные системы, считают Блудов и Анисимова.