Как научиться уверенно говорить по телефону
Когда несколько лет назад Натан Ричи начал работать аналитиком в финансовой компании в Чикаго, он стеснялся говорить по телефону. Большинство коллег, сидевших вокруг его рабочего места, были лет на 10 старше и могли его слышать. “Если я допускал оплошность, – замечает он, – я делал это у всех на виду”. Новичков это сильно пугает, говорит Брэд Карш, президент консалтинговой компании JobBound. В колледже они часто были предоставлены сами себе, а на работе все их недостатки вдруг оказались в центре всеобщего внимания. Единственное средство от возможных ошибок – уверенность в себе. Но она приходит со временем и опытом, считает Карш.
Он рекомендует новичкам приходить пораньше и задерживаться подольше. В этом случае они смогут делать звонки, когда вокруг будет меньше коллег или их не будет вообще. Даже если нужного человека нет на месте, ранний или поздний звонок позволит новичку осуществить самую нервирующую часть дела – первоначальный контакт.
Чтобы расслабиться и почувствовать себя свободнее, Карш рекомендует воспользоваться телефонной гарнитурой. Она помогает освободить руки, а во время разговора дает возможность свободнее жестикулировать, например представляя себе, что разговор происходит лицом к лицу с собеседником, утверждает он.
На первое время не помешает найти для вызывающих наибольшее беспокойство разговоров какой-нибудь укромный уголок, считает Памела Джинголд, президент CareerStart, организации, занимающейся трудоустройством студентов и выпускников колледжей, из Нортбрука, штат Иллинойс. Для этой цели прекрасно подойдет переговорная за закрытой дверью, добавляет она. “Как только вы почувствуете себя уверенно, вы перестанете ею пользоваться”, – говорит она. Если же нужно сделать ряд похожих звонков, начните с наименее важного человека, продолжает Джинголд. “Сделайте все ошибки на нем, а затем у вас будет возможность исправиться. К тому моменту, как вы доберетесь до более важных персон, вы отрепетируете разговор и сможете расслабиться”, – считает она.
Ричи разработал несколько собственных приемов. Когда он не знал термина, который упоминал звонивший, или не мог вспомнить термин для явления, которое пытался описать, он пользовался словарем банковских терминов и вносил в список, прикрепленный рядом с его компьютером. Через полгода он получил работу в банке. В его обязанности, в частности, входило обзванивать компании, которым банк дал денег и которые теперь находились в сложном финансовом положении.
По долгу службы Ричи приходилось разговаривать в агрессивном тоне и спорить. “Поначалу у меня не хватало духу ругаться с финансовыми директорами на виду у своих коллег”, – говорит он. Поэтому на первых порах он звонил из переговорной или из свободного офиса. “В этом случае, даже если ты вынужден брать свои слова обратно, по крайней мере, тебе не придется делать это у всех на виду, – говорит он.
С июня прошлого года 23-летняя Дженнифер Верес работает в Центре правительственных и общественных дел при университете Auburn, расположенном в Алабаме. Когда она только начинала, то переживала, как ее старшие коллеги относятся к ее манере разговаривать по телефону. Особенно она нервничала, когда руководители компании расхаживали по офису. Однажды глава центра подошел к ней в тот момент, когда она проверяла адреса для рассылки рождественских открыток. “Я так разнервничалась, что начала запинаться, хотя обычно разговаривала нормально”, – вспоминает она.
Сейчас она обязательно продумывает, что скажет, прежде чем набрать номер. Это помогает правильно подбирать тон для предстоящего разговора. “Я помню, что должна назвать свое полное имя и номер телефона, а не просто сказать: “Привет, это Дженнифер, перезвоните мне”, – говорит она. (WSJ, 16.08.2005, Ирина Окунькова)