Туристы привыкли к терактам


В последние две недели цена бумаг крупнейших из них – Marriott International Inc., Starwood Hotels & Resorts Worldwide и Hilton Hotels выросла почти до рекордного уровня за год после опубликования обнадеживающих квартальных результатов. К среде она составила соответственно $69,4, $62,2 и $25,13. По мнению отраслевых аналитиков, клиенты пережили старые теракты и стали более спокойно относиться к новым. Это проявилось в том, как они отреагировали на недавние взрывы в Великобритании и Египте, которые произошли в разгар туристического сезона. Владельцы гостиниц говорят, что за несколько дней и недель, которые прошли после этих акций, было отменено лишь незначительное число заказов, и не ожидают падения спроса до конца лета. “Нам придется привыкнуть к тому, что терроризм останется рядом с нами, люди учатся жить в изменившемся мире”, – говорит Кристофер Насетта, президент и гендиректор Host Marriott Corp., гостиничной компании, цена акций которой в начале месяца достигла рекордного уровня за год.

Владельцев акций взрывы в разгар сезона тоже не слишком напугали – акции отелей упали ненамного, встревоженных инвесторов успокоили хорошие квартальные результаты.

“Оценивая эти компании, инвесторы обычно говорят, что терроризм не слишком повлияет на фундаментальные показатели, – говорит Эдам Уайссенберг, управляющий партнер Deloitte & Touche, – скорее всего, поэтому их прибыль не понизилась”.

Один из примеров – нью-йоркская компания Starwood, акции которой выросли почти на 18% за последние два месяца после того, как она заявила о 21%-ном росте опер ационной прибыли в II квартале.

Гостиничный бизнес стал серьезнее относиться к угрозе терроризма после терактов 2001 г. – службы безопасности были усилены. В случае, если произойдет новая атака террористов, гостиничная индустрия оправится быстрее, чем в прошлый раз. “В основном владельцы отелей в значительной степени списали риски, связанные с терроризмом, – говорит аналитик Merrill Lynch Дэвид Эндерс. – Я считаю, что в случае [нового теракта] спад в отрасли будет не таким серьезным”.

Показатель подъема в отрасли – растущее число новых номеров, в ближайшие несколько лет оно увеличится на несколько тысяч.

Билл Мэрриотт, председатель совета директоров и гендиректор Marriott, отмечает растущее число бизнес-поездок, которое позволило гостиницам увеличить цены в целом. “Люди понимают, что последние несколько лет отели обходились им крайне дешево, и теперь некоторые из крупнейших корпоративных клиентов говорят нам: пора поделиться и с вами”.

К росту цен на гостиницы неизбежно приведет дефицит комнат в крупнейших городах США, таких как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Гонолулу и Вашингтон, – спрос на них остается крайне высоким.

В гостиничном бизнесе за прошлый год также произошла значительная консолидация. Starwood согласилась купить сеть отелей Le Meridien. В июне Wyndham International объявила о том, что ее приобретет Blackstone Group. “За гостиницы готовы платить большие деньги, и нам удается продавать их на очень выгодных условиях”, – говорит старший вице-президент Hilton Марк Гроссман. Все больше крупнейших операторов используют подъем на рынке, чтобы продать активы и сконцентрироваться на управлении гостиницами. (WSJ, 10.08.2005, Кирилл Корюкин)