Работать в Европе стало дорого и невыгодно


Международные корпорации одна за другой сокращают персонал в Западной Европе. В конце июля International Business Machines объявила, что 70% из запланированных 14 500 увольнений придется на Европу, прежде всего Германию, Францию и Италию – три крупнейшие экономики еврозоны. Шведский производитель бытовой техники Electrolux собирается закрыть 27 европейских фабрик: из-за дороговизны рабочей силы компания хочет перенести основные промышленные мощности в Восточную Европу и Мексику. General Motors сокращает 12 000 человек в Европе, включая треть из 32 000 сотрудников германского филиала. Сокращения GE в США куда менее масштабны. Sony закрывает фабрику по производству проекционных телевизоров в Уэльсе: выручка падает из-за постоянного снижения цен на модели с плазменными экранами.

“Это явная географическая тенденция”, – замечает старший экономист Barclays Capital в Лондоне Хулиан Кэллоу. Глобализация набирает обороты, и Европу все чаще обходят другие страны, говорит он. Европейцы – дорогие работники, кроме того, в ЕС высокие налоги с зарплаты и жесткое трудовое законодательство. Поэтому союзу сложнее, чем США, конкурировать с новыми мировыми центрами производства, включая Китай. Зачастую компании переносят туда производство вслед за конкурентами. Например, Electrolux сократит производство в Западной Европе, чтобы не отстать от соперников, которые уже наладили сборку в странах с более дешевой рабочей силой.

Потребители уже не готовы “платить дополнительные деньги за то, что продукт произведен в определенной стране”, они смотрят только на цену и брэнд, объясняет пресс-секретарь Electrolux Якоб Броберг. В США и Австралии при этом концерн закроет небольшое число производств.

Сокращать лишние мощности предприятия вынуждает и устойчиво низкая потребительская активность в Европе. Из-за стагнации продаж в регионе обострилась ценовая конкуренция между автопроизводителями. Это оказалось на руку входящим на рынок азиатским компаниям, чьи фабрики расположены в Центральной и Восточной Европе, а производственные издержки низки. Традиционные лидеры – GM и Volkswagen – выпускают автомобили в Германии и отступают под натиском японских и корейских конкурентов. Сказываются и низкие темпы общего экономического роста.

США сталкиваются с подобными проблемами – за последние четыре месяца американская промышленность потеряла 16% рабочих мест. Европейская за тот же период – только 6%. Но последствия падения занятости в Европе гораздо тяжелее, ведь рынок труда США более гибок, и трудовые ресурсы перетекают в производство услуг. В странах еврозоны на этом рынке новичкам приходится сложно – сектор услуг, будь то электроснабжение или юриспруденция, сильно монополизирован. А попытки Еврокомиссии изменить ситуацию пока не приносят результата. Правда, выводить промышленные мощности из Европы сложнее из-за жесткого законодательства и более могущественных по сравнению с американскими профсоюзов, говорит Кэллоу.

Зато американская экономика пользуется ростом госрасходов, из-за которого увеличивается спрос на товары и услуги. Европейские правительства, напротив, сокращают расходы или поднимают налоги, что снижает спрос. Но ограничения ЕС по размеру бюджетного дефицита и госдолга не оставляют им выбора. В пользу США играют также более гибкие финансовые рынки и система залоговых кредитов. Потребительские кредиты для американцев доступнее, а низкие процентные ставки вызывают бум на рынке недвижимости и подстегивают потребительскую активность.

Облегчения для ЕС не предвидится – транснациональные корпорации скорее всего продолжат сокращения во все новых отраслях. Например, металлургов может заинтересовать быстрый рост производства стали в КНР и Индии, из-за которого уже начали падать мировые цены. Европейцам сложно конкурировать здесь из-за укрепления евро. Несколько европейских сталелитейных компаний уже объявили об ожидаемом сокращении производства в III квартале. Люксембургская компания Arcelor, вторая в Европе после голландской Mittal Steel, сообщила, что будет сокращать долю продукции своих бельгийских, немецких и французских предприятий в общем объеме выпуска. Производство в Бразилии, Аргентине и Китае будет, напротив, расширено. (WSJ, 1.08.2005, Василий Кашин)