Фонды прямых инвестиций открываются для “бедных” инвесторов


Фонды прямых инвестиций совсем скоро могут сравняться по популярности с хедж-фондами, которые богатые индивидуальные инвесторы давно полюбили за высокую доходность. Фонды прямых инвестиций сулят клиентам хорошую прибыль после того, как компания, в которую они инвестируют, проведет размещение акций или будет выкуплена у фонда. Например, в июле нидерландский банк ABN Amro купил за 875 млн фунтов стерлингов ($1,5 млрд) у лондонского фонда прямых инвестиций Doughty Hanson сеть психиатрических и реабилитационных клиник Priory Group, известную тем, что в ней от алкогольной и наркотической зависимости лечились топ-модели и рок-звезды. Фонд купил Priory в июне 2002 г., и, по его оценке, эта инвестиция принесла ему доход примерно в 400%.

Из-за большого числа желающих инвестировать в хедж-фонды в США минимальный взнос в них планируется увеличить с $1 млн до $1,5 млн. А вот фонды прямых инвестиций поступают, наоборот, радикально снижая этот порог. Размер первоначальных взносов в собственных фондах уже сократили крупнейшие инвестбанки, в том числе Citigroup, Goldman Sachs и J.P. Morgan Chase, частные банки и трастовые компании, например Northern Trust и U.S. Trust (подразделение Charles Schwab). Нередко на этот шаг они идут совместно с партнерами, такими известными фондами прямых инвестиций, как Blackstone Group и Carlyle Group.

Brown Advisory снизил минимальный размер первоначального взноса для некоторых своих фондов с $250 000 до $25 000, U.S. Trust предлагает собственные фонды прямых инвестиций с минимальным взносом в $50 000. Первые результаты этих изменений уже ощутимы. Фонд Carlyle Partners IV, управляющий $7,85 млрд, привлек больше денег частных инвесторов (примерно 23%), чем любой другой фонд Carlyle.

Недостатка в клиентах у фондов прямых инвестиций нет. По данным исследования, проведенного по заказу Thomson Venture Economics и Национальной ассоциации венчурного капитала, в 2004 г. они привлекли $69,5 млрд по сравнению с $41 млрд в 2003 г. А с начала 2005 г. приток средств уже составил $47 млрд. Сейчас фонды прямых инвестиций управляют средствами в $711 млрд, тогда как хедж-фонды – в $1 трлн.

Фонды прямых инвестиций по доходности намного превосходят традиционные инструменты – акции публичных компаний и облигации. В среднем инвесторы 10-летнего фонда могут рассчитывать на доход в 15–30% годовых. Carlyle, например, сообщил инвесторам, что планируемая доходность Carlyle Partners IV – 25% годовых. По словам представителя компании, богатые индивидуальные инвесторы получили возможность инвестировать в ее фонды еще в 2002 г., но “сейчас к ним появился новый интерес”.

По данным опроса нью-йоркского Института частных инвесторов, почти половина потенциальных инвесторов в этом году собирается увеличить вложения в фонды прямых инвестиций и только 28% – в хедж-фонды. Доходы хедж-фондов падают: в 2004 г. они принесли всего 7,5% годовых по сравнению с 17,2% в 2003 г. А вот американский индекс фондов прямых инвестиций, по данным Cambridge Associates, в 2004 г. вырос на 23,5%, обогнав фондовые индексы. (WSJ, 2.08.2005, Татьяна Бочкарева)