Академия гигантских проектов


Сейчас перед 57-летним голландцем стоит гораздо более сложная задача: ему надо навести порядок в третьей по величине нефтяной компании мира, которая пережила в прошлом году тяжелый кризис, вызванный переоценкой ее запасов нефти и газа.

Этот скандал привел к переменам в совете директоров, судебным искам и полной реорганизации структуры управления компанией, не менявшейся почти 100 лет. Вплоть до последнего времени Royal Dutch/Shell состояла из двух независимых компаний – голландской Royal Dutch и британской Shell Transport. И лишь в конце июля акции объединенной Royal Dutch/Shell появились на Лондонской бирже.

Руководитель компании Йерун ван дер Веер ведет себя неформально, совершенно без претензий, и он ничем не напоминает карикатурный образ наглых нефтяников. По-английски он говорит с голландским акцентом, всегда спокойно, взвешивая каждое слово.

Другими словами, ван дер Веер – абсолютно типичный человек из компании Shell, и это расстраивает тех, кто считает, что компания нуждается в радикальном изменении своей консервативной культуры.

Но он не намерен извиняться за свой стиль.

“Если говорить о моем стиле управления, то я делаю две вещи, – объясняет ван дер Веер. – Во-первых, я пытаюсь сформировать объективную картину того, что происходит с компанией в данный момент, не быть слишком оптимистичным или слишком пессимистичным. Во-вторых, я думаю о том, что будет с компанией через много лет, и делюсь своими размышлениями с коллегами. Перспективы вдохновляют людей, и это позволяет достигнуть поставленных задач”.

Ван дер Веер с готовностью признает, что едва ли конкуренция в нефтегазовой отрасли была когда-нибудь столь жесткой. Транснациональные нефтяные компании рапортуют о рекордных выручках, но, несмотря на это, их будущее под большим вопросом.

Страны, обладающие большими и легкодоступными запасами энергоресурсов, все меньше нуждаются в услугах крупных зарубежных компаний и могут сами добывать и экспортировать нефть. В то же время новые агрессивные госкомпании из Китая и Индии набрались сил и теперь совершают сделки напрямую со странами – экспортерами нефти.

Благодаря поддержке своих правительств у этих компаний есть доступ к дешевому капиталу, размер которого сопоставим с ресурсами нефтяных гигантов, и при этом они способны увязать коммерческие контракты с более широким кругом торговых и гуманитарных соглашений, на что частные нефтяные компании не способны.

В условиях подобного соперничества частным компаниям становится все сложнее восполнять постепенно исчерпывающиеся нефтегазовые запасы новыми, а это ключевой параметр оценки их будущей стоимости.

И перед Shell данная проблема стоит острее всего. У этой компании уже давно наблюдались трудности с наращиванием запасов, а в прошлом году ей пришлось пережить скандал, вызванный переоценкой ранее объявленных запасов в сторону снижения. В течение нескольких месяцев было сделано пять сообщений об их уменьшении, так что в итоге они сократились примерно на четверть до 14,35 млрд баррелей нефтяного эквивалента.

Так могут ли транснациональные нефтяные компании конкурировать с государственными? “Я полагаю, что ответ – да, – говорит ван дер Веер. – Победить такого рода компании можно только благодаря лидерству в сфере технологий и инноваций, когда вы можете добывать нефть дешевле, чем они, и добывать ее там, где они не умеют. Или благодаря лучшему менеджменту проектов”.

Чтобы реализовать эти преимущества, глава Shell провел серию реформ. Он создает так называемые академии для улучшения менеджмента крупных, многомиллиардных проектов и повышения качества коммерческих предложений, которые компания делает местным правительствам.

Буквально на прошлой неделе Shell объявила о том, что ее главный газовый проект – “Сахалин-2” в России будет стоить на $10 млрд больше первоначально заявленного бюджета в $12 млрд. Ван дер Веер надеется, что Академия проектов, создаваемая для повышения квалификации инженеров компании, поможет справиться с такого рода проблемами.

Он также надеется, что новая Коммерческая академия позволит предотвратить повторение недавнего неприятного случая в Омане, где правительство передало управление нефтяным месторождением Мухайзна, одного из крупнейших в стране, конкуренту Shell – американской Occidental Petroleum, предложившей более привлекательный план его освоения. “Коммерческая академия сосредоточится на том, как сделать предложения подходящими к текущим нуждам конкретной страны”, – объясняет ван дер Веер.

Хотя эти инициативы были встречены весьма благоприятно, критики говорят, что они мало помогут решить проблемы Shell, главная из которых – неспособность компании находить и добывать в достаточном количестве нефть и газ. Многие аналитики говорят, что Shell неизбежно придется покупать дополнительные запасы путем поглощения других компаний, т. е. делать именно то, от чего компания пока упорно отказывается.

“Мы не боимся и не стесняемся больших поглощений, но такие сделки должны быть выгодны акционерам вне зависимости от колебаний цен на энергоносители, – объясняет глава Shell. – И я не считаю, что гигантские поглощения, если их проводить сейчас, принесут пользу акционерам”.

Ранее Shell официально заявила, что готова к поглощениям небольших компаний, стоимость которых колеблется в переделах от $1 млрд до $9 млрд. Кроме того, компания недавно договорилась о проведении обмена активами с российской газовой монополией “Газпром”. В обмен на часть своей доли в “Сахалине-2” (25% из 55%) компания получит 50% в проекте освоения Заполярного месторождения. Ван дер Веер говорит, что Shell будет и дальше искать возможности обмена активами, так как высокие цены на нефть мало влияют на стоимость сделок подобного рода.

При этом глава Shell утверждает, что в долгосрочной перспективе нефтяные цены вряд ли останутся на нынешнем высоком уровне. Для оценки прибыльности будущих проектов Shell продолжает ориентироваться на цену $25 за баррель. “Если так действовать, то планирование не будет похоже на игру в казино”, – объясняет ван дер Веер.

Он по-прежнему убежден, что будущее компании – в реализации больших проектов, и утверждает, что проблемы, возникшие с “Сахалином-2”, не изменили его позицию. “Я абсолютно уверен, что роль Shell заключается в том, чтобы делать гигантские “проекты-слоны”, – говорит ван дер Веер. (Олег Черницкий FT, 20.07.2005)