Агенты ФБР интересуются менеджментом


В отличие от большинства коммерческих организаций ФБР не нужно успокаивать недовольных акционеров или противостоять конкурентам. Но, как и любая крупная организация, ФБР часто сталкивается с проблемами управления, корпоративной культуры и репутации. Бюро расследований попало под огонь критики за то, что не предотвратило атаки террористов 11 сентября 2001 г., несмотря на то что агенты неоднократно предупреждали о возможных терактах.

В 2003 г. Роберт Мюллер, глава ФБР, заявил перед конгрессом, что сотрудники его ведомства займутся совершенствованием навыков управления. Бюро увеличило штат и начало активно сотрудничать с другими службами безопасности. Новая стратегия повлекла за собой значительные изменения в работе организации.

ФБР не только обзавелось новым персоналом – в основном это аналитики, – но и изменило принципы своей деятельности. Теперь оно пытается предотвращать преступления, тогда как раньше упор делался на расследование уже произошедших событий. Кроме того, следователей обязали помимо работы над конкретными делами постоянно собирать информацию о любых происшествиях, которые могут представлять интерес для служб безопасности.

Майкл Мейсон, заместитель главы отделения ФБР в Вашингтоне, сравнивает этот процесс со сбором урожая. “Это похоже на огромный уборочный комбайн, – говорит Мейсон. – Агенты приносят всю информацию, которую могут найти. Для ФБР это новый принцип работы”. Мейсон говорит, что в последние годы ФБР изменилось почти до неузнаваемости. “Мы встали на путь перемен после событий 11 сентября и уже сделали несколько гигантских шагов вперед, – рассказывает он. – Но именно необходимость трансформироваться дальше привела нас в школу бизнеса Kellogg”.

Представители ФБР посетили пять лучших бизнес-школ, но остановили свой выбор на Kellogg, которая сумела предложить серию программ, адаптированных к нуждам заказчика. Обучение по программам продлится несколько лет, причем они охватят сотрудников разных уровней – от руководителей высшего звена, таких как Мейсон, до аналитиков, супервизоров и специальных агентов.

Обучение построено на обсуждении реальных примеров из практики, работе в группах и упражнениях и затрагивает такие области, как принятие решений, управление стратегическими изменениями, координация внутри агентства и стратегическое мышление. Участники программы учатся понимать своего противника и предсказывать его действия. Еще одно направление программы – развитие лидерских качеств. “Раньше все сотрудники ФБР, которые занимали руководящие посты, проходили специальный курс обучения, но в последнее время эта традиция исчезла”, – говорит Мейсон.

ФБР было новым заказчиком, а это значило, что Kellogg пришлось разработать курс обучения, отличный от того, который обычно требуется корпоративным клиентам. “Спросите любого специалиста по бизнес-образованию, на что это похоже. Я считаю, что это похоже на смену стратегии”, – говорит Ал Исенман, директор по образовательным программам в Kellogg. “Наверное, вы хотите знать, что подразумевается под изменением стратегии? По этим подразумевается практически все, начиная с определения целей и постановки задач и заканчивая тем, как вы оцениваете свой успех и развиваете свои навыки”.

Дэниел Дайермайер, профессор школы бизнеса Kellogg, согласен с ним. Процесс разработки курса в этом случае мало отличался от работы с коммерческой организацией, говорит он. “Нужно вникнуть в их текущую ситуацию, затем определить специфические навыки, которые они должны приобрести, и уроки, которые они должны были извлечь”, – говорит Дайермайер.

Школа Kellogg уже не первый раз сотрудничает с государственными компаниями. Она составляла программу обучения для сотрудников Федеральной администрации авиации. Служащие Военно-морских сил США часто посещают открытые программы, которые проводятся в Kellogg. Тем не менее представители школы поняли, что им нужно ближе познакомиться с ФБР. Преподаватели бизнес-школы неоднократно встречались с представителями ФБР для составления программы, а также с шестью сотрудниками ФБР, которые были потенциальными слушателями программы.

Но все же в некотором смысле обучение агентов ФБР сильно отличалось от обучения бизнесменов. Преподавателям Kellogg пришлось принять во внимание тот факт, что агенты ФБР оказались менее сведущи в бизнес-концепциях, чем предприниматели. “У нас возникла еще одна сложность. Нам приходилось буквально переводить лекции с языка бизнеса на язык агентов ФБР, чтобы слушатели программы могли понять, как они могут использовать полученные знания в своей работе”, – рассказывает Дайермайер.

Впрочем, и сотрудники ФБР подошли к обучению не совсем так, как руководители предприятий, рассказывают преподаватели бизнес-школы. “Сотрудники корпораций больше заинтересованы в карьерном росте и разумной выгоде, – говорит Джо Ханниган, директор по обучению руководителей в юридической школе университета Northwestern, академический директор программы. – Но сотрудники ФБР должны быть готовы пойти на такие жертвы, которые непонятны сотрудникам корпораций”.

Но пока Kellogg занимается студентами, чьи мотивы поведения сильно отличаются от мотивов типичных руководителей, создатели программы собрали несколько кейсов, которые в основном базируются на деятельности коммерческих компаний. “Мы считаем, что обучение будет более эффективным, если кейсы будут основаны на деятельности организаций, которые не похожи на ФБР внешне, но имеют схожую внутреннюю структуру, – говорит Дайермайер. – Мы хотим, чтобы они по-новому взглянули на свою работу. Если кейс будет основан на деятельности самого ФБР, то ничего нового студенты не узнают”.

Поначалу Мейсон недооценивал новые для него методы обучения, но вскоре изменил свою точку зрения. “Только постепенно начинаешь понимать, что такое лидерство, как происходят изменения и как продвигать новые идеи. Представители правоохранительной сферы нечасто задумываются о маркетинге, но сейчас нам приходится заниматься маркетингом новых идей, – рассказывает Мейсон. – А лидер – он везде лидер. И в ФБР, и в корпорации Ford”. (FT, 18.07.2005, Полина Михалева)