Не заводите пустых знакомств
Как и многие соотечественники, молодой американец Бен Харелл аккуратно следует советам специалистов по установлению знакомств. Например, он регулярно рассылает своим корреспондентам электронные письма с просьбой обновить информацию о себе. Но что делать, когда человек, получивший подобную просьбу, не может вспомнить, где и когда он встречал ее автора? Именно в такой ситуации оказался один из адресатов Бена Харелла. Он позвонил Хареллу и оставил на его автоответчике послание с просьбой перезвонить. Тот не стал вдаваться в подробности, потому что считал, что Харелл его знает. Позже, в телефонном разговоре, он все же на всякий случай спросил: “Вы ведь знаете, кто я такой?” Харелл ответил: “Честно говоря, нет”.
Статистика не врет
По данным американского бюро трудовой статистики, в прошлом году только 18% из 7,2 млн американских соискателей искали работу через родных, друзей и бывших коллег. В случае руководителей высшего звена этот показатель значительно выше – около 60%. Но не стоит забывать, что большинство руководителей уже достигли зрелого возраста, у них обширные связи и заслуженная репутация, и поэтому они не нуждаются в дополнительных знакомствах.
У многих начинающих специалистов таких связей нет. Поэтому некоторые рекрутинговые фирмы устраивают специальные встречи кандидатов. “На подобной встрече у вас будет возможность поделиться историей своего недавнего увольнения”, – говорит менеджер Джеф Синнотт. Он ищет работу и ежемесячно участвует в таких встречах.
Постоянное посещение конференций и установление знакомств вряд ли помогут в бизнесе, полагает Ирина Иванова, директор по маркетингу компании Nordmarine. “Когда я работала главным редактором интернет-магазина Ozon, я часто участвовала в многочисленных конференциях, однако горы визиток, которые оставались после знакомств, мне практически ничем не помогали в работе”, – рассказывает Иванова.
Более того ненужные связи могут мешать. Самвел Аветисян, директор по маркетингу компании “Тинькофф” вспоминает, как ему многократно звонила представительница одной рекламной компании, ссылаясь на знакомство на конференции. “Я деликатно давал понять, что не заинтересован в сотрудничестве, но в какой-то момент решил, что проще встретиться, чем постоянно просить ее перезвонить”, – вспоминает Аветисян. Когда встреча состоялась, Аветисян, к своему удивлению, понял, что интересы девушки лежали совсем в другой плоскости. “К сожалению, подобные случаи происходят нередко, – сетует Аветисян. – Охотники за контактами легко преодолевают корпоративные кордоны”. Чтобы избежать возможных проблем он старается не давать на различных мероприятиях свои визитки.
Клубы по интересам
Эксперты считают полезным участие в работе узких сообществ по интересам, например клубов выпускников бизнес-школ. “Я регулярно встречаюсь с выпускниками Стокгольмской школы экономики, и от этих встреч гораздо больше пользы, чем от посещения сотен конференций”, – говорит Аветисян.
Участие в работе клубов по интересам считает эффективным и Ирина Иванова из Nordmarine. “На этапе становления электронной коммерции в России еженедельно собирался так называемый “маркетинговый клуб”, – рассказывает она. – Практически каждая встреча приносила новые идеи, проекты, полезные контакты”.
Узкоспециализированный клуб помог в свое время с трудоустройством и Елене Оскалиной, менеджеру по маркетингу American Express. Четыре года назад она приехала в Москву и устроилась в небольшую производственную компанию. Круг ее деловых контактов был крайне ограничен, а тематических конференций по своей специализации она не могла найти. Вместе со своей знакомой она решила создать клуб “PR-Общение”.
Примерно в то же время директор по продажам American Express Алексей Маслов несколько месяцев по разным каналам пытался найти сотрудника. На одной из встреч клуба он познакомился с Оскалиной. Вскоре она приступила к обязанностям на новом месте работы.
Качество, а не количество
Но все же эксперты сходятся в одном – заслуженная репутация намного важнее многочисленных знакомств. “Лучше сфокусироваться на том, что вы умеете делать действительно хорошо. В моем случае это приносит значительно больше пользы”, – говорит Майк Фокс, основатель архитектурной фирмы в Сан-Луизе.
Виталий Свистунов шесть лет работал в разных компаниях менеджером интернет-проектов. Два года назад он ушел с должности технического директора крупного интернет-портала и активно искал работу. “Однажды я решил позвонить одному из старых клиентов, чтобы просто поинтересоваться, как у него дела”, – рассказывает Свистунов. Благодаря знакомству у него появился первый клиент. С тех пор он работает на себя. “Мне не нужно ходить по различным конференциям и семинарам, предлагая свою визитку сотням людей, – говорит Свистунов. – Моя визитная карточка – это результаты моей работы и долгосрочные отношения с клиентами, которые в свою очередь приносят мне новые связи и новые заказы”.
Впрочем, остаются и те, кто считает, что любые знакомства могут приносить пользу. “Я считаю удачей любую встречу с интересным в общении человеком”, – говорит Игорь Манн, директор по маркетингу компании Alcatel. Но такие контакты необходимо четко классифицировать, считает Дмитрий Акопов, директор по развитию Penny Lane Consulting. “В противном случае тысяча визиток, которые вы легко соберете на различных тусовках, будут лежать мертвым грузом”, – утверждает он. Манн рекомендует поддерживать контакты с ключевыми людьми каждый месяц, с менее полезными – каждые полгода. “Совсем не обязательно каждый месяц звонить по работе, можно и нужно просто интересоваться делами человека, его успехами, достижениями, изменениями в его жизни”, – добавляет Манн. (Использованы материалы WSJ.)