Ничего лишнего!
Главная задача концерна – возрождение ключевого брэнда VW, который приносит убытки. Volkswagen сейчас одновременно испытывает проблемы из-за низкой загруженности заводов и высоких зарплат сотрудников. В прошлом году на американском рынке Volkswagen понес $52 млн убытков. В этом году продажи концерна снизились на 24%. При этом немецкие рабочие получают самые высокие зарплаты в индустриальном мире.
Человека, который призван в корне поменять ситуацию, зовут Вольфганг Бернхард. В 2004 г. его взял на работу гендиректор концерна Бернд Пишецридер. Инвесторы надеются, что Бернхард, который смог значительно сократить затраты DaimlerChrysler, поможет и Volkswagen. Бернхард возглавил компанию VW в мае этого года. На некоторых заводах он хочет отменить ночные смены, а от разработчиков требует технологического упрощения машин.
Новый руководитель не исключает закрытия завода Volkswagen в Брюсселе. На этом предприятии работают 5700 человек. Согласно анализу Sanford C. Bernstein европейские заводы Volkswagen сейчас работают на 81% своей проектной мощности, тогда как, например, Toyota и Renault загружают свои заводы на 93% и 95% соответственно. Средняя зарплата рабочего Volkswagen составляет 34 евро ($41) в час, тогда как в Америке средняя зарплата – 25,5 евро ($30,5) в час. Однако затянуть пояс VW будет не так просто. По словам Стивена Читхэма из Sanford C. Bernstein, “в Германии у VW статус иконы, эта компания – дитя экономического чуда Западной Германии в поствоенный период”. Кроме того, основным акционером Volkswagen является правительство земли Нижняя Саксония, которому очень важно сохранить рабочие места, ведь уровень безработицы в июне составил 11,6%. Несмотря на то что компания в 2004 г. подписала договор с профсоюзами о зарплате на 28 месяцев, она уже начала переговоры об удлинении дневной смены, что поможет сократить расходы на 1 млрд евро в год.
Бернхард заставил инженеров VW собраться вместе со специалистами по маркетингу и дал им задание пройтись по всем моделям, которые находятся в разработке, и “убрать ненужную вычурность”. “Бернхард говорит сотрудникам: нам нужно сократить затраты на эту модель на столько-то, или мы вообще не будем ее выпускать”, – рассказывает представитель Volkswagen. “Он осознает, что Япония атакует Европу и что нам нужно с ними бороться”, – говорит он.
Перестройку своей работы Volkswagen ведет во время крупного скандала. На прошлой неделе прокурор города Брауншвейга объявил, что против недавно скрывшегося бывшего директора по персоналу Skoda (чешское подразделение Volkswagen) Хельмута Шустера и другого сотрудника, имя которого не разглашается, возбуждены уголовные дела. Они обвинены в вымогательстве взяток во время подготовки к строительству завода в Индии, а также сборочной линии в Анголе. (WSJ, 8.07.2005, Николай Борисов)