В поисках законодателя мод
Пост декана Гарвардской школы бизнеса можно смело назвать самым престижным в системе бизнес-образования, но профессор Кларк отказался от него ради должности президента колледжа Бригама Янга в Айдахо. Такой поступок удивил и привел в замешательство многих, но профессор Кларк не сомневается в правильности своего решения. Кларк, убежденный мормон, говорит, что заинтересовался этой работой, когда предыдущий президент колледжа был призван встать во главу церкви Святых последнего дня.
Когда ему позвонил Гордон Хинкли, 94-летний глава мормонской церкви, Кларк немедленно принял предложение. Даже если бы эта работа его не интересовала, он все равно занял бы предложенный пост. “Я сделал бы это исключительно из приверженности церкви”, – заявил он корреспонденту Financial Times во время своего визита в Лондон для встречи с выпускниками Гарвардской бизнес-школы.
Отставка профессора Кларка произошла как раз в тот момент, когда бизнес-школам приходится переосмысливать стоящие перед ними задачи и переоценивать качество обучения и исследований. Количество предложений на рынке бизнес-образования превышает спрос, и многие малоизвестные бизнес-школы не могут набрать достаточного количества слушателей. В такой ситуации деловое сообщество с надеждой смотрит на Гарвард, ожидая, что именно там родятся новые идеи.
“Но перед тем, кто получит эту престижную должность, встанет нелегкая задача”, – утверждает Уоррен Беннис, профессор бизнес-школы Marshall при университете Южной Калифорнии. “Кто бы ни пришел на эту должность, ему придется по-новому взглянуть на бизнес-образование”, – добавляет он. Профессор Кларк с ним полностью согласен. “У Гарвардской бизнес-школы богатые традиции и наследие, – говорит он. – Но пришла пора меняться”.
В ожидании перемен
Кларк добавляет, что новому декану не стоит совсем отказываться от всех богатых традиций Гарварда. Задачу, которую предстоит решить новому декану, он сравнивает с реставрацией библиотеки Бейкера. Это здание, построенное в 1926 г., – одна из главных достопримечательностей бизнес-школы. В результате модернизации, произведенной под руководством Кларка, фасад и башня были сохранены в первозданном виде, а интерьер, на обновление которого было потрачено $85 млн, теперь оборудован по последнему слову техники и выглядит очень современно.
Среди многолетних традиций, которые могут потребовать изменений, – метод обучения с помощью кейсов, или конкретных примеров из жизни компаний. Студентам предлагается проанализировать сложную ситуацию и предложить несколько вариантов выхода из нее. Большинство лучших бизнес-школ мира используют гарвардские кейсы в учебном процессе, но Гарвард уникален тем, что применяет только кейсы. Патрик Харкер, декан бизнес-школы Wharton при Пенсильванском университете, предельно лаконичен в критике такого однообразия: “Мы уделяем больше внимания подготовке студентов, а не методам обучения”. Профессор Кларк от всего сердца защищает любимый метод и восхищается некоторыми кейсами, по которым он сам обучал студентов. К тому же, замечает он, создание кейсов – весьма прибыльный бизнес: только в прошлом году школа заработала $20 млн на их продаже.
Другая проблема, которую предстоит решить новому декану, – дальнейшее расширение международной деятельности школы. В последние 10 лет ряд самых престижных школ (Insead, Wharton, бизнес-школа при Чикагском университете) открыли учебные центры за рубежом. Другие, например Лондонская бизнес-школа, Columbia в Нью-Йорке, Kellog при Северо-Западном университете, развивают партнерские отношения с университетами других стран и организуют совместные учебные программы.
Гарвардская школа бизнеса лидирует по количеству выпускников-иностранцев, но к вопросу международной экспансии относится предельно осторожно. Она учредила исследовательские центры в Париже, Гонконге, Токио, Буэнос-Айресе и Бомбее, но обучение в этих центрах не проводится. Научные исследования не играют значительной роли в жизни сегодняшних студентов Гарварда. Из 300–350 кейсов, написанных преподавателями Гарвардской бизнес-школы, лишь 20% были созданы с участием ее зарубежных исследовательских центров. Более двух третей кейсов Гарварда по-прежнему основаны на деятельности американских компаний.
Чужой среди своих
После того как профессор Кларк оставит свою должность, школой будет управлять временный декан – один из уважаемых профессоров бизнес-школы. Президент Саммерс учредит комитет, который поможет ему в отборе кандидатов. Вряд ли о назначении объявят до нового года, и, скорее всего, это будет кто-то из преподавателей школы. За 97 лет своего существования Гарвардская бизнес-школа сменила всего восемь деканов, и все они были преподавателями Гарвардского университета.
Сейчас в школе работают несколько превосходных кандидатов на этот пост, говорит профессор Беннис, который хорошо знает преподавательский состав. Среди них несколько преподавателей-иностранцев (из 200 преподавателей их примерно треть). Декан-иностранец будет обладать международным опытом, которого так не хватало Кларку: он пришел в Гарвард, когда ему было 18, до этого он жил в Вашингтоне и Юте.
Действительно, многие из тех, кого называют в числе претендентов, выходцы из других стран. Среди них Шрикант Датар, один из старших преподавателей, Нитин Нория, специалист по лидерству, Джон Квелч, профессор маркетинга и бывший декан Лондонской бизнес-школы. А если президент Саммерс решит пригласить на эту должность кого-то со стороны, то прекрасным кандидатом может стать Лора Тайсон, нынешний декан Лондонской бизнес-школы и бывший декан бизнес-школы Berkeley.
Профессор Беннис считает, что президент Гарварда будет искать не просто великолепного учителя и талантливого ученого. Ему нужен специалист с опытом управления компанией или факультетом университета: лучший кандидат будет разбираться сразу в нескольких дисциплинах и сможет найти общий язык с преподавателями других факультетов Гарварда, предполагает Беннис.
Плюсы и минусы
Но нельзя забывать, что далеко не все горят желанием занять эту должность. В последние несколько лет многие бизнес-школы поменяли деканов. В данный момент новых деканов подыскивают многие ведущие бизнес-школы, среди них Insead, Университет Калифорнии, Университет Вирджинии, Оксфорд и Кембридж. Кроме того, работа декана очень сложна, и если, как выражается Беннис, отбросить романтическую чепуху, то выяснится, что человек на этой должности в бизнес-школе обладает не такой уж большой властью. Большинство профессоров предпочитают работать самостоятельно, считает он.
Среди положительных сторон работы в должности декана достаточно высокая зарплата – более $500 000, а также возможность служить в советах директоров коммерческих компаний, что также сулит отличные компенсации. Еще один плюс – отличное финансирование школы. Профессор Кларк оставляет школу в превосходном финансовом положении. Когда он вступил в должность, бюджет школы составлял $550 млн, сегодня это $1,8 млрд. Многие конкуренты Гарвардской бизнес-школы (например, бизнес-школы Wharton и Stenford) имеют в своем распоряжении менее $500 млн.
Еще одним плюсом этой должности может стать необычайное влияние, которое декан Гарвардской бизнес-школы сможет оказать на развитие бизнес-образования во всем мире. Бизнес-школы всего мира вступают в период бурных перемен, и многие будут ориентироваться на Гарвард. “Все взоры обращены к Гарварду, и следующий декан сможет стать интеллектуальным и духовным лидером делового сообщества”, – говорит Тед Снайдер, декан бизнес-школы Чикагского университета. (FT, 26.06.2005, Полина Михалева)