ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Войне за водку Stolichnaya между приватизировавшим ее некогда Юрием Шефлером и национализировавшим ее бывшим замминистра сельского хозяйства Владимиром Логиновым, кажется, не будет конца. Война началась несколько лет назад сокрушительной атакой возглавляемого Логиновым госпредприятия “Союзплодоимпорт” на созданную Шефлером группу S.P.I. Советский Союз зарабатывал на “Столичной” (а также “Московской” и нескольких других водках) неплохие деньги, так почему же теперь на них зарабатывает частная компания, подумали чиновники, и после нескольких судебных процессов права на Stolichnaya оказались у “Союзплодоимпорта”. Но только в России: в судах большинства зарубежных стран правомерность национализации доказать не удалось. Потеряв отечественный рынок, Шефлер сохранил зарубежные. В отличие от России в западном мире крепкий алкоголь недешев, а марка Stolichnaya сверхпопулярна. Так что S.P.I. процветает: в прошлом году оборот группы превысил $3,5 млрд.

Неутомимый Логинов преследует S.P.I. везде, где только возможно, пытаясь перехватить выгодный бизнес. После нескольких столкновений в Европе разворачивается борьба за американский рынок, где продажа Moskovskaya и Stolichnaya приносит $600 млн в год. Начал кампанию “Союзплодоимпорт” стандартным, опробованным в других странах маневром: обратился в Нью-Йоркский суд с требованием лишить S.P.I. права на марку Stolichnaya в США. Одновременно на другом конце страны, в Калифорнии, подан весьма странный иск: группа местных потребителей обвинила S.P.I. и ее дистрибьютора, британскую Allied Domecq, в том, что водку, разлитую в Латвии, они выдают за русскую. Разумеется, после национализации марки в России разливать водку на отечественных предприятиях S.P.I. уже не может и сейчас делает это на принадлежащем ей латвийском заводе, так что формально калифорнийские потребители правы.

Иски в Калифорнии и Нью-Йорке поданы почти одновременно, хотя в “Союзплодоимпорте” утверждают, что к обиженным калифорнийским потребителям госпредприятие отношения не имеет. Но если это так, “Союзплодоимпорту” есть смысл встать в Калифорнии на сторону своего врага. Цель калифорнийских любителей водки на первый взгляд справедлива: продукт следует называть по месту происхождения, армянский бренди нигде нельзя продавать под видом французского коньяка, значит, и водку, разлитую в Латвии, русской называть тоже не стоило бы. Только вот огласка, которую неизбежно получит этот процесс, скажется на любой “Столичной” – что от S.P.I., что от “Союзплодоимпорта”. И в том крайне маловероятном случае, если российской госкомпании удастся прорваться на американский рынок, она вполне может обнаружить, что место Stolichnaya от S.P.I. займет не ее товар, а какая-нибудь “настоящая польская”, “настоящая датская” или “настоящая шведская” водка. В войне на уничтожение победа иногда достается нейтральным сторонам.