Битва за пылесосы
Подача этой заявки может положить начало открытой борьбе за Maytag. Китайцы предложили $16 за акцию, а фонд прямых инвестиций Ripplewood – $14 (таким образом, компания вместе с долгами была оценена в $2,1 млрд). По словам представителей Maytag, рассмотрение новой заявки займет 1,5–2 месяца.
“Мы продолжаем выступать за сделку с Ripplewood, но считаем, что в интересах акционеров добиться максимально возможной цены, по которой будут проданы акции”, – заявил в понедельник председатель совета директоров Maytag Ховард Кларк. Позиции Haier были значительно усилены благодаря вступлению двух крупнейших фондов прямых инвестиций – Blackstone и Bain. Заявка должна пройти проверку на предмет возможных рисков и гарантий финансирования.
Вне зависимости от того, состоится ли сделка, предложение Haier в очередной раз демонстрирует неизбежную тенденцию – стремление китайских производителей завладеть известными западными марками. Они ворвались на рынок благодаря крайне низким производственным затратам и начали поглощать мировых гигантов вместе с вывеской и “потрохами”, и средств для этого у них все больше и больше.
Цена акций Maytag в середине дня в понедельник поднялась на 9% выше той, которую предлагает Ripplewood. Это знак того, что, по мнению инвесторов, попытка китайской компании купить Maytag будет удачной, даже при том что срок подачи альтернативных заявок на компанию истек в прошлую пятницу.
За последние несколько лет цена акций Maytag успела упасть до нынешнего уровня с высшей отметки – $70 за акцию. Одна из причин проблем компании – именно конкуренция со стороны азиатских производителей.
Сделка с Haier неизбежно вызовет политические трения в США. Maytag, чей головной офис находится в центре Америки – в штате Айова, уже несколько лет продолжает переносить производство за границу – в Мексику и Азию. С приходом американской компании еще некоторая часть – если не большинство – рабочих мест переместится за пределы США.
По словам источников, осведомленных об условиях предполагаемой сделки, Haier, у которой уже есть завод в Южной Каролине, от Maytag нужна прежде всего марка и дистрибьюторская сеть в США. Производство в Америке она развивать не собирается. Она сможет легко перебросить производство в Китай и продолжать использовать его дешевую рабочую силу.
Сделка по Maytag станет уже вторым поглощением американской марки китайской компанией в этом году. Она будет крупнее, чем сделка по покупке подразделения International Business Machines по производству персональных компьютеров Lenovo Holdings за $1,25 млрд. TCL Corp., крупнейший китайский производитель бытовой электроники, в свою очередь, в прошлом месяце купила подразделение по производству телефонов французской Alcatel и создала СП с другой французской компанией – Thomson, получив таким образом права на продажу телевизоров в США. (WSJ, 21.06.2005, Кирилл Корюкин)