Единовластие в МНГК


МНГК была зарегистрирована 30 мая 2003 г. По учредительному договору 55% ее акций получила ЦТК в обмен на 50,06% акций Московского НПЗ, 38% “Моснефтепродукта” (сеть нефтебаз и АЗС в Подмосковье) и 100% Московской топливной компании (МТК – сеть АЗС в Москве). Эти активы были оценены в $136,2 млн. Остальные 45% получала контролируемая Шалвой Чигиринским Sibir Energy. Ее взносом должны были стать 50% в ООО “Сибнефть-Югра” с запасами в 91 млн т нефти (их оценили в $111,5 млн). Управлять компанией стороны договорились на паритетной основе.

ЦТК свою долю оплатила, а вот Sibir Energy этого сделать не смогла, так как часть ее доли в “Сибнефть-Югре” оказалась в залоге у “Сибнефти”. В итоге компания Чигиринского получила только 25,3% акций МНГК. А в апреле 2004 г. стало известно, что ее доля в “Сибнефть-Югре” еще в 2002 г. была размыта до менее 1%. Таким образом, и тот пакет в МНГК, который получила Sibir Energy, оказался не обеспечен реальными активами. Вскоре истек год с момента регистрации МНГК, и по закону об АО неоплаченные Sibir Energy 19,7% акций перешли в разряд казначейских.

Переговоры о том, чем заместить утраченную долю в “Сибнефть-Югре”, шли несколько месяцев. В итоге партнеры договорились, что Sibir Energy внесет в МНГК 95% акций ОАО “Магма”, которые оценили в $180 млн, и $4,8 млн деньгами (“Магма” разрабатывает Южное месторождение в ХМАО с запасами 4 млн т нефти, в 2004 г. добыла 240 000 т). Планировалось, что в дальнейшем Sibir Energy увеличит свою долю в МНГК до 71%, внеся в нее 25%+1 акция ОАО “Эвихон” (совместно с Shell разрабатывает Салымскую группу месторождений с запасами более 100 млн т).

Однако эти планы пока не осуществлены, а 31 мая истек срок, в течение которого казначейские акции должны быть реализованы. И 17 июня собрание акционеров МНГК решило сократить уставный капитал. Теперь ЦТК будет принадлежать 68,5% МНГК, а Sibir Energy – 31,5%.

Этот пакет Sibir Energy, по словам президента Генри Камерона, передает в доверительное управление ЦТК до тех пор, пока не вернет в МНГК свою долю в “Сибнефть-Югре” или не заменит ее другими своими активами. Чигиринский назвал это проявлением доброй воли со стороны Sibir Energy, но источник, близкий к МНГК, говорит, что ЦТК не хочет управлять акциями, за которыми нет реальных активов.

Чигиринский не сомневается, что “украденное” “Сибнефтью” будет возвращено. “Более того, – говорит он, – мы взяли курс на полную интеграцию с ЦТК, и сейчас идет подготовка к внесению в МНГК всех остальных активов Sibir Energy”. А Дмитрий Афанасьев, юрист, представляющий интересы этих компаний, сказал “Ведомостям”, что в судах Москвы, Омска, Ханты-Мансийска и Тюмени рассматривается около 30 исков против “Сибнефти”. Кроме того, по его словам, на Западе готовятся иски лично к Роману Абрамовичу, Давиду Давидовичу и Евгению Швидлеру.

Пресс-секретарь “Сибнефти” Алексей Фирсов эту тему комментировать отказался, но ранее он заявлял, что размыв доли в “Сибнефть-Югре” произошел с ведома руководства Sibir Energy.

Доля в “Сибнефть-Югре” была размыта довольно давно, но до сих пор Sibir Energy не удалось добиться успеха ни в судах, ни в переговорах с “Сибнефтью”, отмечает аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков. По его мнению, “это говорит о том, что, несмотря на то что интересы компании действительно были ущемлены, она вряд ли добьется желаемого результата”.