Враг мой аудитор
После серии корпоративных скандалов в США, в которых были замешаны Enron, Arthur Andersen и WorldCom, парламент в 2002 г. изменил регулирующее деятельность компаний законодательство. Подготовленный сенатором Полом Сарбейнсом и конгрессменом Майклом Оксли закон ужесточает требования к раскрытию данных о финансовом состоянии корпораций и правила внешнего и внутреннего аудита, а также гарантирует независимость аудиторов от менеджмента проверяемой корпорации.
В результате составление отчетности подорожало, а бизнесмены перестали доверять аудиторам, свидетельствуют данные исследования Foley & Lardner. Ее сотрудники опросили работников 145 американских компаний, чьи акции торгуются на бирже.
“Большая четверка” аудиторских компаний “хочет, чтобы с ними обращались, как со Службой внутренних доходов [налоговая служба США], но оплачивали по первому разряду, – жалуется один из респондентов. – Аудиторы акционерных компаний стали приватизированными регулирующими органами под контролем Комиссии США по ценным бумагам”. Бизнесмены больше не рассматривают аудиторов “как своих достойных доверия бизнес-консультантов”, добавляет другой предприниматель. При выборе аудитора “практически невозможно полагаться на связи”, сетует он.
Аудиторов вряд ли обрадуют эти выводы. Они вынуждены ужесточать подход к проверяемым компаниям под давлением государства, а клиенты при этом обвиняют их в использовании ситуации в своих интересах. “Кажется, что аудиторские фирмы взялись за выполнение закона [Сарбейнса – Оксли] с большим размахом, чем когда-либо рассчитывали в конгрессе”, – заявили экспертам Foley & Lardner в одной из компаний – участников опроса. При этом растущая подозрительность между аудиторами и их клиентами может привести к тому, что проверяющие будут получать все меньше информации и усилия по повышению качества отчетности в итоге сведутся на нет, предупреждают эксперты.
Дороговизна аудиторских услуг, в свою очередь, раздражает бизнесменов. По оценке Foley & Lardner, средние расходы на аудиторов для акционерной компании с годовой выручкой до $1 млрд выросли за год на 96% и достигли $1 млн. Расходы более крупных компаний выросли в среднем на 55%. (FT, 16.06.2005, Василий Кашин)