Реформы на основе традиций


Абитуриентов привлекает необычный внешний вид колледжа: на площади в 120 га расположились постройки в индо-мавританском стиле. Но это не единственный фактор. “Здесь безопасно, здесь нет наркотиков или алкоголя и, что актуально для США, оружия, – говорит Прамод Шарма, директор колледжа Майо. – И конечно, обучение стоит намного дешевле, чем в Европе или США”. Колледж Майо был основан колониальными правителями Индии после восстания 1857 г. Как тогда выразился историк лорд Маколей, перед властями стояла задача создать верный “класс людей, которые были индийцами по происхождению, но англичанами по взглядам, нравам и интеллекту”. Сейчас Майо по-прежнему считают школой для индийской знати, но сыновья знатных индийцев составляют не более 18% от числа принимаемых учеников. Школа стала вполне по карману быстро растущему англоговорящему среднему классу.

Возрождение Майо связывают с именем 55-летнего Шармы, который возглавил школу в 1996 г. В конце 1980-х – середине 1990-х в школе процветала дедовщина, отсутствовала дисциплина, качество обучения было низким. “Старшие обижали младших. Самоуважение отсутствовало. Учителя беспомощно наблюдали за постоянными грубыми нарушениями дисциплины”, – пишет В. Найду, бывший директор индустриального конгломерата Тата, в последнем номере школьной газеты. Отчасти в упадке Майо в этот период виновата всепоглощающая борьба с двумя профсоюзами, членами которых были многие низкооплачиваемые работники колледжа: повара, садовники, уборщики и охранники. Но Шарме удалось разрубить гордиев узел. Трудовой спор завершился увольнением профсоюзных лидеров и решением выселить с территории кампуса большую часть обслуживающего персонала.

Разрешив спор с профсоюзами, Шарма сосредоточился на восстановлении дисциплины и задачах модернизации. Чтобы восстановить дисциплину, Майо пришлось вернуться к позабытым традициям. “Было очень приятно видеть, как возвращаются проверенные временем методы воспитания и обучения детей”, – пишет Найду.

Умелое руководство финансами помогло школе выбраться из долгов и освободить средства для реинвестирования. “Историческое наследие – это хорошо, но если не проводить модернизацию, можно безнадежно отстать”, – говорит он. В рамках программы модернизации сократили количество учеников, проживающих в каждом из общежитий. “Мы убеждены в полезности спартанских условий, но все-таки решили добавить немного комфорта” – говорит Шарма.

Улучшение условий, вероятно, повлечет за собой повышение платы за обучение. Хотя она и так стабильно растет – примерно на 50% с 2000 г. Но спрос по-прежнему превышает предложение: на 150 мест каждый год претендуют 500 человек. “Многое изменилось, родители хотят видеть своих детей более конкурентоспособными, – говорит Шарма. – Перед образованными представителями среднего класса открываются огромные возможности. Выпускники должны быть готовы к работе на международных рынках”. (FT, 8.06.2005, Ирина Окунькова)