“Шоковая терапия” от General Motors
Вчера состоялось годовое собрание акционеров GM. На нем гендиректор корпорации Рик Вагонер озвучил антикризисный план. “Шоковая терапия” в основном коснется североамериканского подразделения GM, во главе которого недавно встал сам Вагонер. Чистые убытки подразделения за I квартал 2005 г. составили $1,3 млрд, а сокращение рабочих мест – около 8000. Но этих мер оказалось недостаточно. Поэтому, как сказал Вагонер, к 2008 г. в США будет уволено еще 25 000 рабочих, что составляет 14% от общего количества персонала. Кроме того, корпорация закроет здесь восемь своих заводов. В итоге объем производства снизится с 6 млн до 5 млн автомобилей в год.
GM – последний оставшийся производитель из так называемой “большой детройтской тройки”, куда также входят Ford Motor Co. и DaimlerChrysler, который объявил о реструктуризации. За последние пять лет рыночная доля “тройки” в США упала с 68% до 57%. Доля GM на рынке США в 1992 г. составляла 34%, а в нынешнем году снизилась до 26%.
Вице-президент профсоюза UAW Ричард Шумейкер сомневается, что GM таким образом решит проблему. Он указывает, что вернуть утерянные позиции на рынке необходимо при помощи автомобиля, “который совмещал бы в себе высокое качество и современный дизайн”.
Но одними увольнениями дело не ограничится. По словам Вагонера, GM сосредоточится также на повышении капитализации и запуске новых моделей автомобилей. Второй частью плана станет перестройка маркетинговой политики, согласно которой Chevrolet займет нишу массовой продукции в линейке GM. А Cadillac станет люксовой продукцией. Впрочем, и от остальных брэндов, включая Pontiac и Buick, ликвидацию которых компания допускала еще недавно, GM отказываться не будет.
На третьем и четвертом этапе корпорация рассчитывает сократить затраты на здравоохранение. Успех плана будет зависеть от уступок UAW и поставщиков, которые уже недовольны сокращающимся спросом GM. Когда появятся результаты, пока не ясно. По словам представителя GM в Нью-Йорке Джери Дубравски, политика компании никаким образом не отразится на реализации новых проектов корпорации в России.
Инвесторы вяло отреагировали на план Вагонера. Стоимость акций GM на NYSE повысилась вчера лишь на 1% до $30,73. Это даже меньше цены $31 за акцию, которую предложил миллиардер из Лас-Вегаса Кирк Керкорян, пожелавший приобрести 28 млн акций и тем самым стать третьим по величине акционером GM. Срок оферты Керкоряна истек вчера в 17.00. Главная инвестиционная компания Керкоряна – Tracinda Corp. сегодня объявит предварительные результаты тендерного предложения.
Аналитик Morgan Stanley Стивен Джирский говорит, что планы Вагонера – это маленький шаг в верном направлении. Но добавляет, что вряд ли планы компании будут претворены в жизнь скоро. Аналитик Standard & Poor’s, недавно снизившего рейтинг корпорации до спекулятивного уровня, Скотт Спринзен отмечает, что планы Вагонера не изменят мнения агентства, что из-за огромного долга GM все еще остается на низкой позиции в рейтинге. “Сокращение штата на 25 000 человек кажется колоссальной цифрой, но если учесть, что в любом случае произошло бы естественное уменьшение числа рабочих, то не ясно, какой размах оно приобрело бы”, – говорит Спринзен. (WSJ, 8.06.2005, Анастасия Бокова)