КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Не поверят
Выплывшая на свет информация о том, что Издательский дом Родионова с прошлой осени наполовину принадлежит владельцу Уральской горно-металлургической компании и “Кузбассразрезугля” Искандеру Махмудову и его партнеру, на первый взгляд трактуется вполне однозначно: очередной олигарх приобрел себе инструмент политического влияния. Как вариант – приобрел инструмент политического влияния для Кремля, выступая в качестве номинального держателя. По крайней мере, такими оказались первые комментарии сотрудников конкурирующих издательств, хотя Андрей Бокарев (тот самый партнер Махмудова, что стал вместе с ним совладельцем издательского бизнеса) и пытается убедить общественность, что это действительно бизнес и ничего более.
Проблема любого известного и состоятельного человека, покупающего в России средство массовой информации, состоит в том, что, сколько бы он ни говорил, что хочет поучаствовать в растущем и во многих сегментах прибыльном издательском бизнесе, в это ни в коем случае никто не поверит. Когда олигарх вкладывает деньги в торговый центр или промышленный комплекс по откорму свиней, необходимости в трактовках, отличающихся от “это просто бизнес”, не возникает. Розница растет такими темпами, что по оборотам скоро может догнать сырьевые отрасли, а выращивание мясного скота в нынешней России очень прибыльно.
Носить гордое звание журнального магната тоже престижно, российский рекламный рынок пока, слава Богу, растет на 30% в год, но инвестора, покупающего активы в области СМИ, заподозрят в том, что он делает это просто так, без мысли о “политической составляющей”, лишь в самую последнюю очередь. Это в Европе и США издательские проекты – прежде всего бизнес. В России, хотя СМИ потеряли официальный статус “коллективных агитаторов, пропагандистов и организаторов” этак 15 лет назад, число издательских проектов, основанных не “под выборы” и не “для влияния”, можно перечесть по пальцам одной руки.
А уж момент, в который информация о покупке Махмудовым доли в издательском бизнесе стала публичной, оказался для сырьевого магната совсем неудачным. Ведь почти одновременно стало известно о переговорах газпромовского медиахолдинга о покупке “Известий” и о создании телеканала Russia Today для вещания на англоязычный мир. Мало кто сомневается в том, что “Известия” приобретаются, чтобы превратиться в надежный инструмент пропаганды внутри страны, а канал создается как инструмент для пропаганды внешней. На этом фоне новые совладельцы ИД Родионова, выпускающего вполне невинные журналы “Профиль”, “Карьера”, “Домовой”, MoulinRouge/Max и L’Optimum, могут сколько угодно говорить о том, что их привлекает издательский бизнес как таковой. Все равно никто не поверит.