ТЕХНОПАРКИ: Зона особого внимания


Закон “Об особых экономических зонах” в том виде, как его представило правительство, не станет реальным инструментом развития российской экономики.

Завтра Государственная дума рассмотрит в первом чтении внесенный правительством законопроект “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”. Новый закон должен создать правовую базу для реализации масштабного национального проекта по развитию в России высокотехнологичных производств, способных внести свой вклад в преодоление сырьевой ориентации российской экономики. Однако уже сегодня все заинтересованные в законе стороны отмечают, что в нынешнем виде он не только не решает этих задач, но и служит препятствием для увеличения деловой активности. Конечно, законодательное стимулирование передовых отраслей экономики необходимо, но к разработчикам законопроекта “Об особых экономических зонах” есть серьезные вопросы.

Первый вопрос – для кого будут работать ОЭЗ. По иронии судьбы застрельщики идеи создания российских технопарков – представители IT-индустрии во главе с профильным Министерством информационных технологий и связи – сегодня в один голос говорят, что законопроект не направлен на решение задач отрасли. Законопроект вообще не определяет цели создания конкретного вида особой экономической зоны, не устанавливает перечень разрешенных видов деятельности, ограничиваясь формулировкой “обрабатывающие отрасли”. Зато разработчики на славу поработали над черным списком запрещенных видов деятельности, который чрезвычайно запутан и внутренне противоречив. Предполагается, что в каждом конкретном случае решение будет принимать правительство. Однако критерии будущих решений не определены, что открывает широкие возможности для злоупотреблений. Таким образом, законопроект не решает главнейшей задачи – он не создает реальных предпосылок для развития собственно наукоемких технологий. На этом фоне вполне логичным выглядит предложение депутатов красноярского краевого парламента разрешить в ОЭЗ глубокую переработку нефти. На наш взгляд, идея создания универсальных условий для поддержки передовых технологий нереализуема, требуется уточнение конкретных видов деятельности резидентов ОЭЗ.

Обоснованные претензии вызывает идея создания ОЭЗ в “чистом поле” – при таком подходе из механизма особых зон исключаются сформированные десятилетиями научные центры, а обустройство технопарков грозит обернуться сверхзатратными “стройками века”. Представляется целесообразным воспользоваться успешным опытом зарубежных стран и формировать особые экономические зоны с учетом уже имеющейся инфраструктуры. Иначе вместо внедрения в производство отечественных перспективных технологий мы в лучшем случае сможем получить площадки для отверточной сборки иномарок.

Предложенные механизмы администрирования особых зон – от запутанной регистрации резидентов ОЭЗ до необходимости разработки нереальных многолетних бизнес-планов – также не имеют ничего общего с идеей создания благоприятных условий для развития бизнеса высоких технологий. Декларативное снятие административных барьеров оборачивается их многократным усилением и созданием предпосылок для коррупции.

Законопроекту пока не удалось избежать и главного риска – возможности создания внутренних офшоров, с которыми столько лет боролось правительство. Авторы законопроекта делают акцент исключительно на предпринимательской деятельности, которая будет разворачиваться на территории особых экономических зон. Так, промышленно-производственная деятельность трактуется в законопроекте как “производство и переработка товаров, а также их реализация”. Такая формулировка открывает возможности для осуществления в особых экономических зонах деятельности по реализации готовых товаров с использованием предоставляемых льгот. Надо ли говорить, что ничего общего с целями создания особых экономических зон, заявленными в законопроекте, эта деятельность не имеет! Мы уже проходили нечто подобное, например, при создании свободной экономической зоны в Ингушетии, обернувшейся полным провалом и огромным финансовым ущербом для страны.

Законопроект запрещает изменять порядок налогообложения в отношении резидентов особой экономической зоны в течение всего срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Однако и в последнем послании президента, и в заявлениях правительства озвучивались предложения о либерализации налогового законодательства, в том числе снижении НДС. Надо ли понимать, что налоговые реформы не будут распространяться на резидентов особых экономических зон? Если так, то это очевидный абсурд, поскольку положение резидентов особых экономических зон будет хуже, чем у других предприятий, расположенных вне территории этих зон.

Акцент в законопроекте на обеспечение льготных условий для предпринимательской деятельности, на наш взгляд, поставлен неверно. Гораздо важнее создавать реальные условия для внедрения наукоемких технологий в промышленное производство, создания точек роста “новой экономики”. В представленном законопроекте механизмы реальной интеграции научных разработок и серийного производства отсутствуют. От резидента промышленно-производственной зоны требуются капитальные вложения в сумме, эквивалентной 10 млн евро, что фактически исключает из числа резидентов малые предприятия, которые во всем мире играют ключевую роль при создании особых экономических зон. Например, предприятия Силиконовой долины в США начинали именно как субъекты малого бизнеса.

Стоит отметить еще одно обстоятельство. При оценке жизнеспособности законопроекта, являющегося качественно новым для российского экономического законодательства, полезно задаться вопросом, а есть ли аналоги в законодательстве зарубежных стран? Выясняется, что закона об особых экономических зонах, который содержал бы столь же ограниченный набор преференций и одновременно столько же барьеров для бизнеса, как в обсуждаемом законопроекте, в других странах просто не существует. Это плохой признак, свидетельствующий о высокой вероятности неудачи в реализации будущего закона. Поиски “особого” российского пути к особым экономическим зонам представляются малоперспективными. Вспомним пресловутый закон “О соглашениях о разделе продукции”, принятый ровно 10 лет назад. Аналогичного закона нет ни в одной стране мира (украинский вариант, списанный с российского в 1999 г., не в счет). А результат? За 10 лет в соответствии с этим законом не осуществлен ни один новый проект, и он перешел в категорию “спящих”.

Как показали проведенные в Госдуме парламентские слушания, многие депутаты убеждены: внесенный правительством законопроект в его нынешнем виде не способен стать катализатором развития российской экономики. К сожалению, времени для его доработки перед принятием в первом чтении уже не осталось. Но если не устранить перечисленные выше и многие другие недоработки ко второму чтению, мы получим очередной мертворожденный документ, не имеющий позитивного значения для развития российской экономики, но при этом открывающий широкие коррупционные горизонты, порождающий неразбериху в отношениях между государством и частным бизнесом. Есть опасность, что разговоры о преодолении стремительно нарастающего технологического отставания России от стран Запада в очередной раз обернутся имитацией бурной деятельности. В случае с законопроектом “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” ситуацию еще не поздно исправить.