Лучшие клиенты – самые опасные
18 марта 2003 г. Goldman получил от пенсионного подразделения Siemens заказ на продажу 36 млн акций компании Infineon Technologies. Goldman должен был сам купить акции Infineon, а потом перепродать их другим инвесторам. Но за две минуты до объявления о заказе акции Infineon начали падать. Менее чем за час они подешевели на 5% до 7,15 евро. Siemens недополучила несколько миллионов долларов. Goldman тоже остался в убытке, потому что акции продолжали падать и после сделки.
Проведя внутреннее расследование, Goldman выяснил, что управляющий директор Андреа Казати предупредил о предстоящей сделке клиента – хедж-фонд GLG Partners. “Мы проверили записи разговоров сотрудников и увидели, что за несколько минут до сделки он сообщил о ней клиенту”, – говорит соруководитель глобального подразделения Goldman по ценным бумагам Майкл Эванс.
Причины падения котировок так и остались невыясненными: Goldman не смог получить доступ к документам Deutsche Boerse (такая возможность есть только у регуляторов), чтобы узнать, кто именно продавал акции Infineon. GLG Partners от комментариев воздерживается. А Казати Goldman все же уволил.
Случай этот не единичный: инвестбанки до сих пор пожинают горькие плоды кризиса на фондовом рынке. В 90-е гг., когда рынок был на пике, банки получали баснословные доходы от обслуживания IPO и от комиссии, которую им платили инвесторы. Но после кризиса 2000 г. оба источника сильно обмелели, и инвестбанкам пришлось заняться другими операциями, например торгами акциями за свой счет (сначала покупать бумаги для себя, а потом перепродавать их).
В 2002 г. Goldman начал заниматься такими операциями в Лондоне. Обычно инвестбанки изолируют трейдеров, совершающих операции за счет банка, чтобы они не могли слышать, что говорят клиенты, и использовать эту информацию. Goldman этого делать не стал, некоторое время он даже разрешал трейдерам пользоваться компьютером, где отражались заявки клиентов на покупку и продажу акций.
“Вполне естественно, если банки пользуются информацией о намерении клиентов купить или продать акции”, – говорит бывший ведущий аналитик Goldman Ричард Креймер. Он считает, что сделки за свой счет могут стать следующим крупным скандалом финансового мира.
Таких выгодных клиентов инвестбанки очень ценят и укрепляют связи с ними. В лондонском подразделении Goldman с 2002 г. за это отвечает руководитель торгов акциями в Европе Филлип Хайлэндер. До этого времени разговоры трейдеров с клиентами во время торгов банк не поощрял, потому что обе стороны обладают информацией, часто конфиденциальной, которая интересна другой стороне. Однако с приходом в Goldman Хайлэндера, имеющего хорошие связи в хедж-фондах, разговоры с клиентами по мобильному телефону из торгового зала стали обычным делом.
После инцидента с Siemеns в отношении Хайлэндера было проведено расследование, показавшее, что к произошедшему он не причастен. “Важная часть любого брокерского бизнеса – открытое обсуждение инвестиций с коллегами и клиентами. Но этот обмен информацией не подразумевает ничего, что может повлиять на цены акций”, – заявил пресс-секретарь Goldman Лукас ван Праг.
Многие банки призывают трейдеров пользоваться только фиксированной связью, потому что эти разговоры можно записать. В последнее время их примеру последовал и Goldman: сначала банк запретил деловые разговоры с клиентами по мобильному телефону, а потом и использование мобильников в торговом зале. (WSJ, 6.06.2005, Татьяна Бочкарева)