Казахстан меняет правила


“Если в пустыне вы умираете от жажды, вы не спрашиваете, сколько стоит стакан воды”, – объяснял министр энергетики Казахстана Владимир Школьник прежнюю политику привлечения инвестиций.

Но в последнее время ситуация изменилась. Эти перемены символизирует история Petrokazakhstan.

Первого декабря прошлого года в Казахстане вступил в силу закон, по которому работающие в стране нефтяные компании обязаны полностью утилизировать весь добываемый попутный газ. Чтобы соответствовать этому требованию, Petrokaz пришлось на треть сократить добычу. Но одна из основных проблем компании – обвинение в высоких ценах на нефтепродукты, производимые на ее НПЗ. Кроме того, Petrokazakh-stan отказалась принимать участие в правительственной программе по снабжению фермеров дешевым топливом. Компания посчитала, что на самом деле топливо оседает у посредников, которые затем продают его на заправки по рыночным ценам.

“Власти регулярно пытаются присвоить себе часть активов, и за этим стоит желание личного обогащения”, – говорит Джулиан Ли из лондонского Centre for Global Energy Studies в Казахстане.

А в апреле власти завели уголовные дела на двух топ-менеджеров канадской компании, обвинив их в нарушении антимонопольного законодательства. Petro-

kazakhstan называет обвинения “бесполезной эскалацией спора, который, по сути, является гражданским”. Уголовные дела вызвали негативную реакцию. Один из европейских дипломатов говорит, что “очень опасно давать понять иностранным инвесторам, что их персонал может очутиться за решеткой”. А посол Канады в Казахстане Анна Биолик говорит, что “это знаковое дело, которое показывает, как здесь относятся к иностранным инвесторам”.

Но многие правительственные чиновники считают, что иностранцы воспользовались неопытностью казахских властей. Теперь государство решило расширить свое присутствие в нефтяном бизнесе и диктовать свои условия, что может отпугнуть инвесторов. “Каждая страна обязана извлекать максимум пользы от добычи своих природных ископаемых”, – говорит Школьник.

Власти начали активно продвигать государственную KazMunaiGaz. Отныне KMG гарантирована 50%-ная доля в каждом шельфовом проекте. “В нашей конституции написано, что казахские природные ресурсы принадлежат государству”, – говорит Школьник. Кроме того, теперь у правительства есть право первым приобрести любое совместное предприятие, выставленное на продажу.

А около пяти лет назад казахские власти выступили с инициативой пересмотреть существующие контракты. Это не очень понравилось таким долгосрочным инвесторам, как Chevron, который разрабатывает огромное месторождение Тенгиз. Позже правительство отступило и вместо пересмотра изменило законодательство и повысило налог на прибыль от добычи нефти с 65% до 85%. Топ-менеджеры нефтяных компаний говорят, что новые правила снизят рентабельность инвестиций с 15% до 9–10%. По их словам, этого недостаточно, чтобы оправдать риски при разработке крупных шельфовых проектов. “Есть опасение, что новые проекты в Казахстане не будут привлекательными [для инвесторов] даже в условиях высоких цен на нефть”, – резюмирует нефтегазовый аналитик Deloitte Билл Пейдж.

Но казахские власти настроены оптимистично. В 2002 г. в стране было открыто крупнейшее за последние 30 лет месторождение Кашаган, запасы которого оцениваются в 7–9 млрд баррелей нефти. В этом году казахские власти планируют провести переговоры с западными компаниями о разработке десятков нефтяных блоков и привлечь до $30 млрд до 2015 г. К этому времени страна намерена утроить добычу с нынешних 1,33 млн баррелей в день. (WSJ, 2.06.2005, Николай Борисов)