США и Евросоюз не договорились


Первым жалобу в ВТО подал в понедельник Вашингтон, заявив, что не будет больше терпеть субсидии для Airbus. А вчера встречную жалобу подал Евросоюз.

Торговый комиссар Евросоюза Питер Мандельсон в срыве переговоров обвинил США. По его словам, Вашингтон требовал отменить всю помощь для Airbus и при этом сам не соглашался идти на уступки в вопросе господдержки Boeing. “Это будет разрушительный и дорогой процесс”, – сказал он. “США всегда готовы были говорить о полном прекращении инвестиций со стороны Евросоюза в Airbus, но при этом никогда не хотели серьезно обсуждать намного большие инвестиции в Boeing”, – заявляет Мандельсон. Но американские чиновники утверждают, что Евросоюз готовится оказать Airbus очередную помощь в размере 1,4 млрд евро ($1,75 млрд) для строительства нового лайнера A350, который является конкурентом Boeing 787 Dreamliner. Мандельсон не подтвердил размер помощи. Он лишь сказал, что Airbus может быть оказана помощь. Об этом будет объявлено на Парижском авиашоу, которое стартует 13 июня.

При этом в январе стороны согласились заморозить прямые субсидии обоим авиагигантам на время ведения переговоров. “Мы спокойны перед процессом в ВТО и уверены, что выиграем”, – говорит представитель американской стороны.

А один из высокопоставленных чиновников в представительстве США по торговле сказал, что у США просто не было другого выхода, потому что Евросоюз готовился оказать очередную помощь Airbus. По словам Мандельсона, на последнем раунде переговоров он предложил снизить субсидии для проекта A350 на 30%. Но его американский коллега Роб Портмен в понедельник не согласился на эти условия. Как сказал Мандельсон, прежде чем ВТО вынесет вердикт, могут пройти годы. “Кроме того, решение не обязательно четко определит победителя”, – считает Мандельсон.

И США, и Евросоюз на протяжении многих лет давали миллиарды долларов и евро своим авиагигантам путем прямых и непрямых субсидий. Американцы говорят, что из-за помощи у Airbus больше преимуществ. Но Мандельсон парирует эти обвинения и говорит, что действия Евросоюза нельзя назвать субсидиями, потому что Airbus возвращает полученные деньги. Однако американцы полагают, что Евросоюз не установил четких правил, по которым Airbus должен их выплачивать. В то же время в Евросоюзе говорят, что Boeing получает большую выгоду от исследовательских грантов и поддержки военных, а также от непрямых субсидий производителям авиакомпонентов. Мандельсон добавляет, что Евросоюзу не по душе помощь Японии своим предприятиям, которые получили заказы на производство крыльев для самолетов Boeing. Он заявил, что пока воздержится от подачи жалобы на Токио в ВТО, но отметил, что действия японцев держит на заметке. (DJ, 1.06.2005, Николай Борисов)