Не стоит сжигать мосты


Мотивы ухода из компании могут быть самыми разными. Некоторых привлекают перспективы быстрого карьерного роста, других – финансовые соображения, а кого-то – возможность поработать в компании-брэнде, говорит Федор Шеберстов, партнер хедхантинговой компании Pynes & Moerner. Но далеко не всегда ожидания оправдываются. В этом случае не исключено, что сотрудник вернется на старое место работы.

В погоне за мечтой

В 2003 г. Илья Серов занимал должность брэнд-менеджера пивоваренной компании “ПИТ” и был достаточно известен как один из авторов идеи нашумевших рекламных роликов про пивовара Ивана Таранова. Его пригласили в российское представительство компании Mars на должность менеджера по маркетингу одного из новых подразделений. Он принял предложение. Дело было не только в репутации работодателя, признается Серов. “Работа в Mars – мечта любого маркетолога, к тому же мне предложили компенсационный пакет, почти вдвое превышавший мой доход в “ПИТ”, – рассказывает он. Однако новое направление было непрофильным для компании, к тому же Серов понял, что его не устраивает корпоративная культура. "В Mars крайне жесткая организационная структура и досконально прописанные бизнес-процессы. Иногда мне становилось просто скучно", – поясняет он. Серов ушел из Mars через четыре месяца после начала работы, сразу по окончании испытательного срока. Акционеры “ПИТ” сделали ему предложение вернуться на должность директора по маркетингу с более высоким окладом и более амбициозными задачами. В результате Серов успешно проработал в компании вплоть до 2005 г., после чего, получив выгодное предложение, решил покинуть отрасль.

Возвращение менеджера в компанию часто связано с повышением в должности и расширением сферы ответственности. Алексей Механик, генеральный директор фабрики "Большевик" (входит в группу Danone - "Ведомости"), до 1999 г. работал в компании Pepsi Bottling Group, где курировал продажи в Северо-Западном регионе. В компании была проведена реструктуризация, в результате которой должность, занимаемая Механиком, была упразднена. По обоюдному согласию он перешел на должность директора по маркетингу и продажам пивоваренной компании Baltic Beverages Holdings. Однако через два года, когда Pepsi Bottling Group понадобился директор по продажам в Москве и Центральной России, Механик принял предложение вернуться.

Адаптация не нужна

Возвращаясь к бывшему работодателю, сотрудник значительно сокращает срок адаптации, поскольку знаком с корпоративной культурой и сложившимися регламентами в бизнесе, считает Механик. Акционеры компании “ПИТ” знали, на что способен Серов и чего от него можно ожидать. Сам он, в свою очередь, вернулся в знакомый коллектив и комфортную атмосферу. “Мне не пришлось тратить несколько месяцев на то, чтобы познакомиться с внутренним устройством компании. Я смог сразу же приступить к решению поставленных задач”, – добавляет Серов.

Работа в новых условиях или новой отрасли расширяет практический опыт менеджера и позволяет ему привнести в компанию новый взгляд на бизнес, полагает Леонид Викторов, генеральный директор ИТ-компании IFS Russia. “В 90-е гг. многие сотрудники нашей компании уезжали в США и порядка 30% потом вернулись”, – рассказывает он. Викторов не видит в этом ничего необычного. Даже если у возвращенца изменились требования к работе, а также мотивация, Викторов готов обсуждать возможность возобновления совместной работы. “Компания не должна быть замкнута в себе”, – добавляет он.

Однако перед тем как принимать бывшего сотрудника на работу, необходимо прояснить причины его ухода и возвращения, а также разработать план дальнейшего карьерного и профессионального развития, советует Антон Стороженко, партнер компании Amrop Hever.

В 2003 г. Сергей Богданов, вице-президент по продажам представительства Ford Motor Company в России, перешел на должность директора по продажам представительства General Motors в России. Однако уже в процессе перехода Богданов понял, что совершает ошибку. “Тогда мне просто нужно было взять отпуск, а не покидать Ford”, – говорит Богданов. Буквально с первых же дней работы в GM он понял, что сложная система принятия решений не дает ему возможности эффективно работать. В результате по приглашению своего бывшего руководителя Богданов вернулся в Ford. Но перед ним были поставлены более сложные задачи – теперь он отвечает за увеличение доли рынка компании, а не только за объем продаж.

Цена ухода

Возвращение в старую компанию может быть связано со значительными финансовыми потерями. Один из сотрудников “Русала” покинул компанию, поддавшись на уговоры знакомого, начавшего собственный бизнес. Через несколько месяцев он попросился обратно, так как бизнес так и не принес результатов. Директор по персоналу “Русала” Виктория Петрова согласилась принять перебежчика, но только в другой департамент и на зарплату втрое ниже. Тем не менее он приступил к работе и начал показывать весьма неплохие результаты. Сейчас он почти вернулся к прежнему уровню компенсации, рассказывает Петрова.

Нередко случается так, что сотрудник, покинувший компанию и не нашедший себе применения на рынке, пытается вернуться к работодателю по собственной инициативе. В такой ситуации оказался Андрей Красавин, художник-аниматор компании Mercator Group. Красавин руководствовался в основном финансовыми соображениями и перешел в компанию, созданную его знакомыми. Всего через несколько месяцев стало очевидно, что компания не выполняет бизнес-план и терпит убытки. Тогда Красавин решил вернуться в Mercator. “Других вариантов трудоустройства я даже не рассматривал. Оказалось, что для меня крайне важна атмосфера в старом коллективе”, – рассказывает Красавин. Гендиректор Mercator Андрей Скворцов не возражал. Он считал, что Красавин хорошо вписывается в корпоративную культуру компании. “Неизвестно, насколько хорошо сумел бы вписаться новый сотрудник, к тому же не исключено, что ему пришлось бы платить больше”, – добавляет Скворцов.

И наконец, следует помнить, что в ряде случаев эффективность вернувшегося сотрудника может быть ниже, чем у новичка. Те, кто вернулся, как правило, более осторожны в принятии решений, говорит Михаил Елизаров, управляющий партнер хедхантинговой компании Head Solutions. “Такие люди часто принимают решения, правильные лишь по формальным критериям”, – добавляет эксперт. Поэтому такой менеджер не будет эффективен в сложной рыночной ситуации или в стадии бурного роста. “Иногда необходимы неординарные, рискованные решения, на которые такие менеджеры, скорее всего, окажутся не способны”, – считает Елизаров.