Вторая попытка Томаса Миддельхоффа
Реструктуризация KarstadtQuelle идет полным ходом: ее цель – вернуть компанию к прибыльности. Из-за падения потребительских расходов в Германии компания терпит огромные убытки. В I квартале они составили 111 млн евро ($142 млн), в 2004 г. – 1,63 млрд евро ($2,1 млрд).
Назначение Миддельхоффа, пережившего скандальную отставку из Bertelsmann, показывает, как трудно найти руководителя, готового рискнуть репутацией ради розничной компании, переживающей финансовые трудности. По сравнению с Bertelsmann масштабы бизнеса KarstadtQuelle куда скромнее, но “реабилитация” Миддельхоффа не осталась незамеченной. В Европе уволенные топ-менеджеры редко получают шанс вновь стать гендиректором публичной компании. Гендиректор французской Vivendi Universal Жан-Мари Месье, Рон Зоммер из Deutsche Telekom и Хуан Виллалонга из испанской Telefonica, Миддельхофф стали жертвами лопнувшего пузыря на фондовом рынке. Но он пока единственный среди товарищей по несчастью, кому удалось вернуться в строй.
Миддельхофф стал пятым гендиректором KarstadtQuelle за последние пять лет. Его предшественник Кристоф Ахенбах уволился в апреле, проработав всего 10 месяцев и так и не решив проблемы компании.
Бывший гендиректор Bertels-mann никогда не руководил ритейловыми компаниями, но KarstadtQuelle ему хорошо знакома: в прошлом году Миддельхофф вошел в ее наблюдательный совет. Он уже пообещал, что не будет кардинально менять стратегию компании. “Миддельхофф участвовал в реструктуризации KarstadtQuelle с самого начала. [Его назначение не приведет] к резкому изменению курса”, – говорит Фолкер Боссе, аналитик по ритейлу и товарам класса люкс банка HVB.
Миддельхофф стал знаменитостью в конце 90-х гг., когда решил превратить Bertelsmann в мощную медиакорпорацию, способную конкурировать с такими гигантами, как AOL Time Warner. Но его планы не были реализованы до конца: не найдя общий язык с семьей, основавшей Bertelsmann, летом 2002 г. он был уволен из компании.
Даже для менеджера с большим опытом работы в ритейле работа, доставшаяся Миддельхоффу, стала бы большим испытанием. Экономика Германии стагнирует, безработица бьет все рекорды, а ее розничный рынок считается чуть ли не самым трудным в мире.
Германская федерация ритейлоров называет последние годы “потерянным десятилетием”: по ее прогнозу, к концу 2005 г. немецкие ритейлоры окажутся на уровне 1992 г. Только за прошлый год, по данным этой организации, количество рабочих мест в потребительском секторе Германии сократилось на 30 000. Обанкротились 4600 универмагов. Ни владельцы магазинов, ни экономисты не верят, что в ближайшие годы потребители начнут тратить больше.
И без того непростую ситуацию KarstadtQuelle усугубила неудачными инвестициями: например, розничная сеть купила пакет акций спортивного телеканала Deutsches Sport Fernsehen и создала СП со Starbucks. К тому же компания, по сути, потеряла собственную нишу в отрасли, которая все больше разделяется на два сегмента – дешевых универмагов и магазинов, торгующих товарами класса люкс. KarstadtQuelle всегда старалась держаться посредине и теперь топчется на месте из-за архаичного дизайна магазинов и слабого ассортимента.
Миддельхофф уже представил свою программу реструктуризации компании. На ее реализацию он отводит 100 дней. По мнению аналитиков, новому гендиректору – если он хочет добиться успеха – придется ускорить распродажу активов и увеличить оборот, который упал до рекордно низкого уровня.
Некоторые эксперты полагают, что Миддельхофф может спасти KarstadtQuelle, продав несколько бизнесов, которые можно превратить в самостоятельные компании, например туристический и подразделение, торгующее по каталогам. По объему продаж (13,45 млрд евро в 2004 г.) KarstadtQuelle занимает одно из первых мест в мире, обгоняя такие сети универмагов, как американские Saks и Neiman Marcus Group, британская Selfridges и французская Galeries Lafayette.
На посту гендиректора Ber-telsmann Миддельхофф с 1998 по 2002 г. провел несколько крупных сделок: в 1998 г. компания купила американское книжное издательство Random House и получила контроль над крупнейшей европейской вещательной компанией RTL Group. По оценке самого Миддельхоффа, на интернет-буме группа Bertelsmann заработала больше, чем ее конкуренты. Например, пакет акций AOL Europe, купленный всего за 50 млн евро, компания продала за $6,75 млрд. Инициатором сделки был сам Миддельхофф.
В 2002 г. он решил провести крупнейшую в своей карьере сделку – первичное размещение акций Bertelsmann. Он попытался уговорить семью Мон, основавшую компанию, вывести на фондовый рынок часть принадлежащего им 75%-ного пакета акций. В итоге семья отказалась от его услуг. Увольнение Миддельхоффа не прошло бесследно для медиагиганта: компания лишилась стабильности и до сих пор не смогла восстановить докризисную динамику. (WSJ, FT, 12–13.05.2005, Татьяна Бочкарева)