Бензин не подешевеет


“Мы не знаем, сможет ли перерабатывающая промышленность произвести необходимое количество нефтепродуктов в IV квартале”, – говорит Роджер Дайван, аналитик вашингтонского PFC Energy. Аналитик полагает, что проблема нефтепереработки в первую очередь затронет США, где новые заводы не строились с 1976 г. Строительство затруднено тем, что в США очень строгое экологическое законодательство. Кроме того, строительству препятствуют многочисленные общественные организации, а многим компаниям не нравится, что слишком долго приходится ждать отдачи от сделанных инвестиций.

“Ситуация начнет меняться не ранее 2007 г.”, – считает президент нью-йоркской Petroleum Industry Research Foundation Лоуренс Голдштейн. По его данным, в 2003–2004 гг. спрос на нефть увеличился на 4,6 млн баррелей, а мощности нефтеперерабатывающей промышленности – всего на 700 000 баррелей в день.

Наличие подобной проблемы подтверждается недавними высказываниями многих экспертов, которые призвали уделять больше внимание проблеме переработки. “Существует нехватка перерабатывающих мощностей по всему миру”, – заявил в последнем интервью министр нефти Саудовской Аравии Али Наими. По его мнению, пока проблема не будет решена, спрос на нефтепродукты будет расти, что приведет к увеличению цен на них. А министр нефти Кувейта и президент ОПЕК шейх Ахмад аль-Фахд аль-Сабах недавно на всемирном экономическом форуме в Иордании призвал страны – производители нефти увеличить нефтеперерабатывающие мощности. “Сейчас необходимы совместные инвестиции и в добычу, и в переработку”, – заявил шейх.

Вероятность роста цен на топливо совсем не радует розничных продавцов бензина. По данным независимой маркетинговой компании Lundberg Survey, в США в среднем за год норма прибыли для розничных торговцев снизилась на 15%. Но цены повышать они не спешат из-за боязни потерять покупателей. По словам генерального директора сети бензоколонок Sheetz Стэна Шитса, которому принадлежит 310 точек в США, “никто не хочет первым повышать цены”. А более крупные компании уже избавляются от своих розничных сетей. В прошлом году нефтяные гиганты Chevron, ConocoPhillips и ExxonMobil продали свои бензоколонки в США. А Royal Dutch/Shell сократила количество бензозаправок до 16 000. При этом ни одна из них компании больше не принадлежит. Между тем еще в 2001 г. Shell владела 22 000 бензоколонок, из которых ей принадлежало 800.

Просто “возврат по инвестициям не такой привлекательный”, объясняет президент торговой ассоциации Petroleum Marketers Assosiation of America Дэн Гиллиган. По его словам, “у больших компаний лучше получается добывать нефть и доставлять ее на НПЗ”. Высокие цены отбивают также у потребителей желание делать покупки в магазинах при заправках. По словам Шитса, в его сети за шесть месяцев продажи сопутствующих товаров снизились на 3,5%. Другая проблема торговцев – оплата услуг по кредитной карте. В США это становится все более распространенной системой оплаты за бензин, на этом заправщик теряет до 3%, которые с него взимает банк, выпустивший карточку. (WSJ, 24.05.2005, Николай Борисов)