Верните прибыль


Российские компании все активнее покупают бизнес за рубежом. Нефтяники и сталевары обзавелись внушительными активами в Европе и США, “Норникель” в прошлом году купил за $1,2 млрд 20% южно-африканской Gold Fields, а “Русал” отдал $0,5 млрд за австралийский Queensland Alumin. Правда, “дочки” покупаются преимущественно на офшорные компании. По оценке Росстата, на 1 апреля накопленные инвестиции россиян за границей достигли $7,5 млрд.

В апрельском послании Федеральному собранию Путин призвал провести “либерализацию предпринимательского пространства”. Ради этого президент готов амнистировать капиталы, незаконно вывезенные из России, в обмен на то, что их хозяева разместят свои деньги в российских банках и заплатят 13%-ный подоходный налог.

Бюджетное послание президента, опубликованное вчера, дало инвесторам новую приманку. Путин высказался за то, чтобы “усовершенствовать” налогообложение дивидендов, получаемых российскими компаниями от инвестиций в дочерние общества за рубежом. По его мнению, это “должно стимулировать размещение холдинговых компаний в РФ”.

Иностранная “дочка” российской компании не может делиться с ней прибылью просто так. По Налоговому кодексу прибыль, поступившая от зарубежной “дочки”, облагается по ставке 15%, несмотря на то что за границей с нее уже заплачены налоги. “Это вынуждает компании либо оставлять деньги за границей, либо искать способы вернуть их в Россию без налога”, – рассказывает партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Если доля в капитале “дочки” более 51%, закон позволяет без всяких налогов взять у нее безвозмездную помощь.

Под “совершенствованием” Кремль подразумевает резкое снижение ставки либо полную отмену этого налога, поясняет руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович. “Бюджетные потери [в результате отмены налога] будут около 10 млрд руб. в год, – отмечает он. – Это не та сумма, из-за которой может случиться бюджетный кризис”. Зато у российских компаний не будет препятствий для зарубежной экспансии и стимулов оставлять прибыли в офшорах. “Во всех цивилизованных странах такие дивиденды не облагаются налогом”, – констатирует Тутыхин.

“Если холдинги перестанут платить налоги на дивиденды “дочек”, структура компаний станет более прозрачной”, – говорит представитель ТНК-ВР, владеющей заводом и сетью заправок на Украине. По его мнению, это может подтолкнуть компании к упрощению своей структуры.

“Хорошая идея, – говорит Геннадий Красовский, начальник отдела “ЛУКОЙЛа” по работе с инвесторами. – Ведь даже в межгосударственных отношениях правительства стремятся к устранению двойного налогообложения, так что логично перенести этот принцип и на корпоративный уровень”. “ЛУКОЙЛ” владеет активами в Восточной Европе и США.

Предложение Путина порадует и работающих в России иностранцев, которые готовы инвестировать в страны СНГ, добавляет партнер компании Delloite Геннадий Камышников. Им удобнее и понятнее “заходить” в эти страны через Россию, но когда они слышат о налоге на ввоз прибыли, то просто отказываются от проекта.

Реализация путинской идеи вряд ли подстегнет приток капитала в Россию, полагает главный экономист “Тройки Диалог“ Евгений Гавриленков. “Когда компания принимает решение о переводе прибыли в Россию, она руководствуется не только величиной налоговых ставок – важны режим администрирования, состояние судебной системы и другие факторы”, – объясняет он. Но в ряду других мер отмена налога на прибыль, распределяемую между подразделениями холдинга, будет полезна, заключает он.