Цена “испорченного телефона”


В минувшую субботу Гуань Цзяндон, журналистка из китайского правительственного агентства China News Service, пишущая о туризме, решила попробовать себя в репортаже на финансовую тему. Она написала статью, воспользовавшись материалами местных источников. Довершили бедствие журналисты из онлайновой газеты People’s Daily, передавшие статью на перевод с китайского на английский. Переводчик счел неуверенные предположения Цзяндон за достоверный факт и конкретизировал их: выходило, что китайское правительство решило ревальвировать юань на 1,26% в течение ближайшего месяца и на 6,03% в течение года. Западные страны уже давно добиваются, чтобы Пекин отпустил курс юаня, привязанный к доллару с 1994 г. на уровне 8,28 юаня/$.

“То, что получилось в конечном итоге, привело участников рынка в настоящий ужас”, – говорит Клаудио Пирон, специалист по азиатским валютным рынкам в J.P. Morgan. Пирон следил за ходом торгов на Сингапурской валютной бирже, когда “новость” получила широкую огласку.

В лондонском офисе Bloomberg на материал People’s Daily отреагировала программа, автоматически вылавливающая ключевые слова в новостных источниках. Материал был написан на плохом английском, но уже первая фраза содержала поразительное сочетание ключевых слов: после встречи между китайскими и американскими чиновниками “будет объявлено” о ревальвации юаня или о расширении валютного коридора (эта встреча действительно имела место в начале мая). Представитель Bloomberg связался с Народным банком Китая, но там отказались комментировать новость (на следующий день банк дал опровержение). В Bloomberg предположили, что материалы People’s Daily исходят от китайского правительства, и дали новости ход. Вскоре аналогичную публикацию дало агентство Reuters.

Новость достигла торговых площадок, когда в Азии торги уже заканчивались, а в Европе только начинались. Трейдеры принялись лихорадочно искать в Интернете материалы People’s Daily и созваниваться с источниками в Азии. Вскоре недоразумение разрешилось: Стивен Грин, ведущий экономист Standard Chartered Bank, нашел и сопоставил китайский и английский варианты “новости” и понял, в чем дело. Он срочно оповестил коллег об ошибке.

В прошлом был случай, когда за подобной публикацией в People’s Daily действительно стояло решение китайского правительства. Теперь, по словам Пирона, в течение нескольких минут “новость” вызвала рост объема торгов на $2 млрд. Трейдеры сочли, что ревальвация юаня приведет к цепной реакции на валютных рынках Азии. Курс доллара мгновенно упал, потому что трейдеры начали скупать азиатские валюты. Когда ошибка разъяснилась, они так же быстро вернули курс доллара на прежние отметки.

А вчера председатель ЦБ Китая Чжоу Сяочуань заявил об “абсолютной невозможности” ревальвации юаня 18 мая. В этот день банки в Китае начнут торговать на рынке восемью новыми парами валют, и некоторые аналитики полагали, что власти могут приурочить ревальвацию юаня к этому событию. (WSJ, FT, 12–13.05.2005, Александр Силонов, Михаил Оверченко)