С Запада на Восток
Самой привлекательной с точки зрения работы страной уже несколько лет считается Китай. Но выпускники не менее охотно отправляются и в другие азиатские государства, например в Индию или Сингапур. Им интересно пожить немного в экзотических странах и приобрести опыт работы в регионе, имеющем стратегическое значение для многих американских компаний. Такой опыт, считают они, поможет им сделать карьеру на родине. Люди предпринимательского склада ищут в этих странах возможности открыть новый бизнес.
В феврале семь самых престижных бизнес-школ США организовали совместную ярмарку зарубежных вакансий. В списке организаторов числились Гарвардский, Стэнфордский, Колумбийский и Чикагский университеты, школа менеджмента Sloan Массачусетского технологического института, школа Wharton Пенсильванского университета и школа менеджмента Kellogg Северо-Западного университета. На ярмарке работодатели получили 337 заявок будущих выпускников, мечтающих поработать в одной из азиатских стран, а свободных рабочих мест было всего 48, рассказывает Билал Ожжех, гендиректор интернет-сайта MBA-Exchange.com, одного из организаторов ярмарки.
“Мы наблюдаем огромный интерес к Азии”, – рассказывает Джозеф Кауффман, 27-летний студент Гарвардской школы бизнеса, руководитель университетского клуба по изучению особенностей азиатского бизнеса. В работе клуба участвуют 160 человек, что делает его одним из крупнейших объединений студентов в Гарварде. Кауффман получает десятки электронных писем от незнакомых ему студентов, желающих обсудить с ним перспективы работы в Азии.
26-летняя первокурсница бизнес-школы Стэнфордского университета Риша Бонд хочет работать в Индии. Она родилась на Среднем Западе США, и в ней нет ни капли индийской крови. Она никогда не была в Индии и не владеет иностранными языками. Тем не менее летом она отправится на стажировку в одну из индийских энергетических компаний. “Индийская экономика развивается так быстро!” – говорит она. Бонд не сомневается, что в конечном счете работа окупит себя и с финансовой точки зрения. “Представьте себе, что значит стоять у истоков целых отраслей экономики”, – говорит Бонд.
Тем не менее американцам не всегда легко получить работу в этом регионе, хотя бы потому, что совсем немногие из них владеют иностранными языками. К тому же американцы вынуждены конкурировать с выходцами из азиатских стран, получившими образование в западных бизнес-школах. Конечно, большинство студентов азиатского происхождения хотели бы остаться работать в Америке, но многим из них приходится возвращаться домой, рассказывает Фил Хэн, консультант по карьере школы менеджмента Anderson Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Чтобы устроиться на работу в Азию, студенту Гарвардской школы бизнеса Кауффману пришлось выдержать нешуточную конкуренцию. Но он неплохо говорит на мандаринском диалекте китайского языка, который выучил за в колледже. К тому же ему удалось поработать в китайском подразделении Coca-Cola. Многие его однокурсники не выдержали бы даже первого интервью с азиатским работодателем. Кауффману пришлось полтора часа говорить по телефону на мандаринском диалекте с двумя сотрудниками фирмы в Гонконге. “Конкуренция между кандидатами была очень жестокой”, – вспоминает он.
Некоторых американских студентов смущает более низкий уровень зарплат в азиатских странах. Однако инвестбанки и консалтинговые фирмы платят сотрудникам зарплаты, сравнимые с американскими. “Даже если в уровне оплаты труда и есть разница, она не делает погоды”, – замечает Кристофер Моррис, директор отдела управления карьерой в Wharton.
В других отраслях разница может быть ощутимой. В азиатских производственных или фармацевтических компаниях уровень компенсации раза в два ниже американских стандартов ($85 000–95 000 в год), поясняет Моррис. Именно поэтому некоторые выпускники бизнес-школ пытаются поначалу трудоустроиться в США, расплатиться с кредитами и только потом отправляются в Азию.
И все же число студентов, желающих поработать в Азии, неуклонно растет. По оценке Мор риса, примерно 7,5% выпускников Wharton в этом году отправятся в Азию. Для сравнения: в прошлом году в Азии трудоустроились 6,3% выпускников. А в бизнес-школе Tuck Дартмутского колледжа на летнюю практику в азиатские страны собираются около 20 первокурсников, говорит Ричард Макналти, директор отдела по развитию карьеры этой школы.
Один из выпускников Wharton, 30-летний уроженец Детройта Кевин Уидлански, уже с декабря прошлого года работает в сингапурском подразделении консалтинговой компании McКinsey. Он знал, что будет получать немного меньше, чем мог бы зарабатывать на аналогичной должности в США. Однако жизнь в Сингапуре стоит дешевле, да и налоги ниже. “Я получаю примерно те же деньги, а трачу даже несколько меньше”, – утверждает Уидлански. Он уже бегло говорит на мандаринском диалекте китайского языка и начал учить бирманский. “Мне очень нравятся тиковые деревья”, – говорит он, вспоминая знаменитые леса Мьянмы. И как знать, шутит он, может быть, через 10–15 лет Мьянма станет еще одной привлекательной с точки зрения работы страной Азии. (WSJ, 10.05.2005, Мария Подцероб)