КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Бери что дают


Продав инвесторам 30% своей компании, основатели российской розничной сети “Пятерочка” выручили около $600 млн – всего в два с небольшим раза меньше, чем получила, проведя IPO АФК “Система”, и в 7,5 раза больше, чем первый решившийся на публичное размещение своих акций отечественный ритейлор – “Седьмой континент”. IPO “Пятерочки” продемонстрировало, что розничная торговля в России, еще лет 7–8 назад на фоне добычи нефти или выплавки стали не считавшаяся серьезным бизнесом, теперь вошла в число самых привлекательных отраслей национальной экономики. По крайней мере, так ее рассматривают сейчас западные инвесторы, оценившие “Пятерочку” почти в $2 млрд – в два ее годовых оборота, хотя свои, западные, компании розничной торговли они оценивают обычно дешевле годовой выручки.

Покупатели акций голландской Pyaterochka Holding, контролирующей российскую розничную сеть через несколько “дочек”, не скрывают, что они заплатили не столько за саму компанию в ее нынешнем виде, сколько за рост, который демонстрирует и она, и сама отрасль, в которой она работает. История российского бизнеса насчитывает около 15 лет, а “Пятерочка”, как и большинство ее конкурентов, родилась лишь в самом конце 90-х. В прошлом году продажи компании выросли на 45% – немыслимая цифра для устоявшихся западных рынков. И, по признанию руководителя одной из инвесткомпаний, купивших акции “Пятерочки”, он рассчитывает, что они вырастут за год в цене с $13 до $18–19.

При продаже ценных бумаг компании из страны с таким инвестиционным климатом, как Россия, по цене, завышенной в разы по отношению к западным “аналогам” и с расчетом на их 40%-ный рост, трудно отделаться от мысли, что речь идет о спекулятивной инвестиции. Инвесторы вслед за аналитиками повторяют мантру о том, что российский розничный рынок имеет высокий потенциал роста, предложение акций компаний этого рынка невелико, а значит, надо хватать, что дают, по любой цене – рост рынка все оправдает.

И основания для такой точки зрения есть. Так называемая цивилизованная розница – супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и прочие магазины современных форматов – в Европе контролирует 90% всей розничной торговли, а в России – не более 20% и лишь в Москве дотягивает до 50%. При этом вслед за столичными властями региональные чиновники методично работают над уничтожением оптово-розничных продовольственных рынков, чтобы создать зеленую улицу развитию этой самой цивилизованной рознице. Расти розничным сетям есть куда, и, получив дешевые деньги западных акционеров, они могут не снижать темпов роста еще долго.

А для инвесторов дефицит ценных бумаг российских ритейлоров – проблема временная. К размещению своих акций готовятся еще две крупные отечественные розничные сети – “Копейка” и “Магнит”. Предполагалось, что IPO компаний, владеющих этими сетями, произойдет в конце нынешнего года или в начале следующего, но, возможно, им стоит поторопиться, пока инвесторы не утратили энтузиазма.